|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мексика: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Пума Ягуар Oльмекские головы Bозвращение Кецалькоатля Ночь редиски – скульптурные красоты Оахаки Xурма - всемирное достояние Без лепешки – никуда! Гуакамоле - зеленый, но не квакает Mексиканский Цезарь Hопаль Мескаль Aрроз кон поло – петрушка на курьих ножках Барбакоа – старинное индейское блюдо Cкорбящий воин Hе пугайте ласточек |
Ольмекская культура — археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики — Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в XI—XIV вв. Культура ольмеков оказала значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций Мексики, процветавших в IV–IX вв. н. э.: на культуры Теотиуакана в центральной долине Анауак; сапотеков в Оахаке (Оаксаке) и Теуантепеке с центром в Монте-Альбан; тотонаков на территории современного штата Веракрус с центром в Эль-Тахине и высокоразвитой цивилизации майя, сложившейся в Южной Мексике и Гватемале. Хронологические рамки ольмекской культуры окончательно не выяснены. Начало её датируется разными исследователями от XV до VIII вв. до н. э., конец — от I в. до н. э. до III в. н. э. Хозяйство носителей ольмекской культуры основывалось на подсечном земледелии и рыболовстве. Они одними из первых в Америке достигли ступени классового общества. Наиболее крупными религиозно-политическими центрами были Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос. О. к. оказала влияние на культуру соседних индейских народов. Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка ритуальных площадок. Скульптура отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщённых объёмов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц (колоссальные базальтовые головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо). В рельефах на жертвенных алтарях-монолитах и стелах заметны несколько большие условность и стилизация. Мелкая пластика из голубовато-зелёного нефрита, серпентина, жадеита или керамическая отмечена экспрессией исполнения и гротескной остротой образов (статуэтки людей и божеств, ритуальные «топоры», каменные маски). Интересны обнаруженные в 1960-х гг. монументальные росписи в культовых пещерах. В изобразительном искусстве человек часто изображался с чертами ягуара, что связано с мифом о происхождении прародителя племени от ягуара и женщины. Ольмеки ценили не золото и не серебро, а обсидиан, яшму и "солнечный камень" - нефрит различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого). Достоверных и точных сведений о зарождении ольмекского государства нет. Неизвестно, как они называли себя. Слово "ольмека" дошло до нас из ацтекских хроник. Оно происходит от слова «олли» – каучук, изделиями из которого славились ольмеки, и дословно переводится как «житель страны каучука». На языке майя ольмеки именовались людьми рода Улитки. Однако не сохранилось ничего из их собственных преданий. Мы даже не знаем, к какой этнической группе они принадлежали. Считается, что первые ольмеки проникли на территорию Мексики в начале III тысячелетия до н. э. Они приплыли на лодках откуда-то с севера, оставив свою прародину – легендарные Семь Пещер (или Семь Домов), путь к которым указывали звезды Большой Медведицы. Ольмеки основали новую столицу Тамоанчан – «место дождя и тумана». Известно, что они занимались земледелием и рыболовством, торговали резиной, производили мячи для священной индейской игры. Обществом ольмеков управляли жрецы. Города ольмеков, в частности, Ла-Вента, были ритуально-административными центрами (протогородами). Своего расцвета эта культура достигла в VIII – IV вв. до н. э. Ряд современных исследователей называют ольмеков прародителями всех месоамериканских цивилизаций. Противники этой теории настаивают на том, что майянская цивилизация сформировалась практически в одно время с ольмекской и что влияние последней не столь велико. Так, по мнению известного историка Месоамерики В. И. Гуляева, первоначальных очагов цивилизации на территории нынешней Мексики было несколько, и все они поддерживали между собой определенные связи. По крайней мере в V тысячелетии до н. э. в Месоамерике началось сельскохозяйственное выращивание маиса. Именно рост урожайности данной культуры послужил толчком возникновения множества крупных поселений. В IV тысячелетии до н. э. маисовое земледелие распространяется в долине Теуакана, на северо-западе от Табаско. Возможно, что именно здесь когда-то существовала цивилизация, предшествовавшая ольмекской.
| |||||||||
|