|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мексика: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Пума Ягуар Oльмекские головы Bозвращение Кецалькоатля Ночь редиски – скульптурные красоты Оахаки Xурма - всемирное достояние Без лепешки – никуда! Гуакамоле - зеленый, но не квакает Mексиканский Цезарь Hопаль Мескаль Aрроз кон поло – петрушка на курьих ножках Барбакоа – старинное индейское блюдо Cкорбящий воин Hе пугайте ласточек |
Это было похоже на заклинание. 70-летняя Лладия Родригес размахивала сухими морщинистыми ручками, что-то воинственно выкрикивала на родном индейском языке, то и дело вставляя в речь чужеродное слово: "Патенте - но, патенте - но!" Односельчане, окружившие женщину, громко вторили ей, а менее боевые, стоя поодаль, покачивали головой в знак согласия. Маленький поселок Набалам, раскинувшийся близ сельвы мексиканского штата Чьяпас на границе с Гватемалой, волновался: их земли, богатые целебными травами, решили "прибрать к рукам" американские деятели здравоохранения. Такой проект разработал антрополог университета Джорджии (США) Брент Берлин, и на его осуществление различные медицинские организации и институты уже выделили 2,5 миллиона долларов. Цели, провозглашенные проектом, звучали гуманно: защитить исчезающие целебные растения, тщательно исследовать их свойства, чтобы использовать "живые лекарства" более продуктивно. Все это возлагалось на "Международную группу кооперации в сфере биоразнообразия", которую возглавил Берлин. Но проекту не суждено было осуществиться. Индейцы стеной встали на защиту своих "целебных богатств". Берлину, который с 1960 года изучает традиционную медицину мексиканских индейцев майя, не удалось договориться с влиятельным в Чьяпасе Советом организаций традиционных индейских медиков и акушеров, тоже занимающихся возрождением древних методов лечения травами. Не помогло даже обещание антрополога выделить жителям почти 50 деревень, попавших в зону действия проекта, их доли прибыли от продажи патентов или медикаментов, созданных на "индейских травах". Местные жители хотят сами быть хозяевами своей земли и своей судьбы. ...Многочисленные мифы народов Латинской Америки сохранили массу историй, связанных с собирателями полезных растений, их врагами и покровителями. У каждого народа был свой бог. У него просили помощи, отправляясь на сбор ценных трав и полезной мелкой живности. Например, съедобных улиток, составлявших некогда существенную часть рациона древних майя. Путем бесконечных проб и ошибок, за которые приходилось расплачиваться жизнью, мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые растения, нашли способы их обработки. Именно в доколумбовый период были сделаны важнейшие открытия в гомеопатии, к которым обращается и современная медицина: дозы и компоненты лекарств выверялись экспериментально на протяжении тысячилетий. Так, например, цветком гвоздики лечили кашель. Настой коры корицы помогал при бесплодии. Мятой снимались желудочные боли и расстройства. Боярышник заживлял даже старые воспаленные раны. С помощью чернобыльника излечивались кишечные и желудочные колики. Средством от ревматизма и нарушения кровообращения считались компрессы из стеблей крапивы. Настой из лиан употреблялся при болезнях почек. Многие растения индейцы не только собирали в "дикой природе", но и культивировали на рукотворных плантациях. Открытия, сделанные древними собирателями, можно перечислять бесконечно. Испанский хроникер времен конкисты Гарсиласо де ла Вега в книге "Коментариос" пишет, что "испанцы предпочитали, чтобы их раны лечили индейцы, которые быстро поправляли им здоровье". Исстари считается, что роль медика нередко выполнял жрец, поскольку в культуре индейцев не было различия между медициной, магией и религией. Эта связь до сих пор сохранилась во многих индейских общинах Мексики. Однако современный исследователь Луис Сеггиаро в работе "Индейская медицина Америки" доказывает, что медики майя имели четкую специализацию: одни лечили раны, другие - вывихи и переломы, третьи - зубы. В знаменитом Музее антропологии Мехико, расположенном вблизи парка-леса Чапультупек, я увидел глиняные фигурки, которым не менее тысячи лет. Почти все одинаковые, они различаются только предметами, которые держат крошечные человечки. У одного в руках какой-то фрукт, у другого - небольшой сосуд из полой тыквочки. Так, очевидно, выглядели первые "экспериментаторы", пробовавшие незнакомые растения. А в мексиканских колониальных кодексах можно найти рисунки полезных, вредных, лекарственных и съедобных трав и цветов. Человек среди растений - едва ли не главный мотив и в изобразительном искусстве индейцев. А ведь люди рассказывают о том, что считают важным.
| |||||||||
|