Вьетнам
Вьетнам
Непал
Непал
Монголия
Монголия
Индонезия
Индонезия
Венгрия
Венгрия
Латвия
Латвия
Лесото
Лесото
Ангилья
Ангилья
Испания
Испания
Андорра
Андорра
Йемен
Йемен
Хорватия
Хорватия
Молдова
Молдова
Гамбия
Гамбия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Мексика:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Пума

Ягуар

Oльмекские головы

Bозвращение Кецалькоатля

Ночь редиски – скульптурные красоты Оахаки

Xурма - всемирное достояние

Без лепешки – никуда!

Гуакамоле - зеленый, но не квакает

Mексиканский Цезарь

Hопаль

Мескаль

Aрроз кон поло – петрушка на курьих ножках

Барбакоа – старинное индейское блюдо

Cкорбящий воин

Hе пугайте ласточек


Мексика - Удивительная Мексика

Удивительная Мексика

  

Подраздел: Cтатьи о Мексике | Мексика
Страницы: 12

Штат Чьяпас в МексикеЭто было похоже на заклинание. 70-летняя Лладия Родригес размахивала сухими морщинистыми ручками, что-то воинственно выкрикивала на родном индейском языке, то и дело вставляя в речь чужеродное слово: "Патенте - но, патенте - но!" Односельчане, окружившие женщину, громко вторили ей, а менее боевые, стоя поодаль, покачивали головой в знак согласия.

Маленький поселок Набалам, раскинувшийся близ сельвы мексиканского штата Чьяпас на границе с Гватемалой, волновался: их земли, богатые целебными травами, решили "прибрать к рукам" американские деятели здравоохранения. Такой проект разработал антрополог университета Джорджии (США) Брент Берлин, и на его осуществление различные медицинские организации и институты уже выделили 2,5 миллиона долларов.

Цели, провозглашенные проектом, звучали гуманно: защитить исчезающие целебные растения, тщательно исследовать их свойства, чтобы использовать "живые лекарства" более продуктивно. Все это возлагалось на "Международную группу кооперации в сфере биоразнообразия", которую возглавил Берлин.

Но проекту не суждено было осуществиться. Индейцы стеной встали на защиту своих "целебных богатств". Берлину, который с 1960 года изучает традиционную медицину мексиканских индейцев майя, не удалось договориться с влиятельным в Чьяпасе Советом организаций традиционных индейских медиков и акушеров, тоже занимающихся возрождением древних методов лечения травами. Не помогло даже обещание антрополога выделить жителям почти 50 деревень, попавших в зону действия проекта, их доли прибыли от продажи патентов или медикаментов, созданных на "индейских травах". Местные жители хотят сами быть хозяевами своей земли и своей судьбы.

...Многочисленные мифы народов Латинской Америки сохранили массу историй, связанных с собирателями полезных растений, их врагами и покровителями. У каждого народа был свой бог. У него просили помощи, отправляясь на сбор ценных трав и полезной мелкой живности. Например, съедобных улиток, составлявших некогда существенную часть рациона древних майя.

Путем бесконечных проб и ошибок, за которые приходилось расплачиваться жизнью, мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые растения, нашли способы их обработки. Именно в доколумбовый период были сделаны важнейшие открытия в гомеопатии, к которым обращается и современная медицина: дозы и компоненты лекарств выверялись экспериментально на протяжении тысячилетий.

Гарсиласо де ла ВегаТак, например, цветком гвоздики лечили кашель. Настой коры корицы помогал при бесплодии. Мятой снимались желудочные боли и расстройства. Боярышник заживлял даже старые воспаленные раны. С помощью чернобыльника излечивались кишечные и желудочные колики. Средством от ревматизма и нарушения кровообращения считались компрессы из стеблей крапивы. Настой из лиан употреблялся при болезнях почек. Многие растения индейцы не только собирали в "дикой природе", но и культивировали на рукотворных плантациях.

Открытия, сделанные древними собирателями, можно перечислять бесконечно. Испанский хроникер времен конкисты Гарсиласо де ла Вега в книге "Коментариос" пишет, что "испанцы предпочитали, чтобы их раны лечили индейцы, которые быстро поправляли им здоровье". Исстари считается, что роль медика нередко выполнял жрец, поскольку в культуре индейцев не было различия между медициной, магией и религией. Эта связь до сих пор сохранилась во многих индейских общинах Мексики. Однако современный исследователь Луис Сеггиаро в работе "Индейская медицина Америки" доказывает, что медики майя имели четкую специализацию: одни лечили раны, другие - вывихи и переломы, третьи - зубы.

В знаменитом Музее антропологии Мехико, расположенном вблизи парка-леса Чапультупек, я увидел глиняные фигурки, которым не менее тысячи лет. Почти все одинаковые, они различаются только предметами, которые держат крошечные человечки. У одного в руках какой-то фрукт, у другого - небольшой сосуд из полой тыквочки. Так, очевидно, выглядели первые "экспериментаторы", пробовавшие незнакомые растения. А в мексиканских колониальных кодексах можно найти рисунки полезных, вредных, лекарственных и съедобных трав и цветов. Человек среди растений - едва ли не главный мотив и в изобразительном искусстве индейцев. А ведь люди рассказывают о том, что считают важным.

 Страницы: 12

С этой статьей о Мексике также читали:

  Шкарет

  Cкорбящий воин

  Гвадалахара

  Отдых в Мексике в разгар праздника

  От Пирамид до Полифорума

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU