|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мали: О стране Гостиницы и отели Все статьи Уму Сангаре (Oumou Sangare) Cекреты Тимбукту Салиф Кейта Космическое око догонов Красоты Мали Политическое состояние и государственное устройство Экономика Мали Население Мали Природа и климат Внутренняя дельта Нигера Река Нигер Народ бозо Культура фульбе Народ фульбе Народ сонинке |
«Бледный Лис» Йуругу является героем большого цикла мифов. Он символизирует собой засуху, тьму, беспорядок и является противоположностью влаге, свету, порядку в лице Номмо. Но среди моментов и ситуаций, достаточно обычных для фольклорных персонажей, встречается нечто неожиданное. Так, один из рисунков, выполненных в типичной для догонов «многозначной» манере, изображает среди прочего и то, что «Лис спустился в ковчеге со звезды По». На другом рисунке показаны Солнце и Сириус (причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца), соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил. Может быть, не лишено оснований предположение Гэррье о том, что эта кривая представляет собой траекторию межзвездного перелета (ничем не обоснованное предположение в духе Эрика фон Деникена). Впрочем, не один только Лис высаживался на Земле. Немного позже другой «ковчег» перенес на нашу планету Номмо (воображаемого получеловеком-полузмеей с гибкими конечностями без суставов, красными глазами и раздвоенным языком), вместе с которым прибыли и предки людей. Этот ковчег приземлился после восьмилетних «качаний» в небе, «подняв воздушным вихрем тучу пыли». «Люди, которые во время спуска и в момент удара при посадке видели блеск Сиги толо, присутствовали теперь при первом восходе Солнце, которое поднялось на востоке и с этого моменте осветило вселенную…» Это описание тоже в какой-то мере говорит в пользу гипотезы о прилете из системы Сириуса, но недостаточно точно. Речь идет, по существу, лишь о том, что в момент посадки ковчега двинулись по своим траекториям все небесные светила, и было завершено создание вселенной. И все же упоминание о блеске одного Сиги толо во время полета и о том, что пассажиры ковчега увидели Солнце, только прибыв на Землю, любопытно. Спуск ковчега изображен (в символической манере) на фасаде догонского святилища. Ромбы символизируют четырехугольное небесное пространство, прямоугольники – четырехстороннее земное. Между этими фигурами, в верхней части фасада, изображены звезды: По толо и Эмме йа толо, а также «теоретическое небесное место, где находится Номмо ди». Иногда это «теоретическое место» отождествляется с Энегерин толо — гаммой Малого Пса. Что побудило догонов «поселить» Номмо на не самой яркой звезде не такого уж заметного созвездия? И всё же, несмотря на отдельные привлекательные моменты, приходится заключить, что «контактные» мотивы в мифологии догонов весьма смутны. Сам сюжет о появлении предков с неба для Африки не нов и не так уж необычен. Не имей догоны столь точных знаний о вселенной, он вряд ли бы привлек особое внимание в плане проблемы палеоконтакта. Но когда сообщается о звезде, невидимой без телескопа, точно описываются ее характеристики и говорится, что некто Йуругу прибыл с этой звезды, — невольно призадумываешься. Так что считать гипотезу о «космических заимствованиях» доказанной преждевременно. Необходим поиск новых свидетельств — как в мифологии догонов, так и в независимых от нее источниках. Решающим доводом в пользу «контактной» гипотезы о происхождениях астрономических знаний догонов было бы открытие в их фольклоре описания какого-либо космического объекта или явления перед тем, как оно было бы зарегистрировано земными астрономическими приборами. В какой-то мере этому критерию удовлетворяет Эмме йа толо (опять же, подобное открытие ничего не докажет, просто авторам очень хочется верить в палеоконтакт). А у этой звезды, по мнению догонов, есть еще два спутника — Ара толо и Йу толо. Две планеты тройной звездной системы Сириуса. Но увидеть эти объекты астрономам пока что не удалось.
Перепубликация с www.frontier.net.ua
| |||||||||
|