Аргентина
Аргентина
Иордания
Иордания
Лесото
Лесото
ОАЭ
ОАЭ
США
США
Греция
Греция
Ирландия
Ирландия
Кения
Кения
Джибути
Джибути
Аруба
Аруба
Сербия
Сербия
Бангладеш
Бангладеш
Иран
Иран
Науру
Науру

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Мали:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Уму Сангаре (Oumou Sangare)

Cекреты Тимбукту

Салиф Кейта

Космическое око догонов

Красоты Мали

Политическое состояние и государственное устройство

Экономика Мали

Население Мали

Природа и климат

Внутренняя дельта Нигера

Река Нигер

Народ бозо

Культура фульбе

Народ фульбе

Народ сонинке


Мали - Единственные кель-куммер

Единственные кель-куммер

  

Подраздел: Cтатьи о Мали | Мали
Страницы: 12

Человек, с которым мы только что расстались, наверное, разжигает огонь, высекая из кремня искру. Зовут его Могхайата. Ему тридцать лет, он из племени туарегов кель-куммер. Четыреста пятьдесят человек — все племя — столетиями живут в пустыне восточного Мали.

Современность появляется здесь в лице доктора Андре Шавантре, французского этнографа и генетика. Последние двадцать два года он с туарегами-кочевниками проходит через район, где живут кель-куммер. Застывший мир туарегов и самые современные лаборатории мира связаны между собой через доктора Шавантре. Ученый сжился с сахелем, его трудно отличить от местных жителей. На нем развевающийся плащ, нигерийские сандалии, туарегское покрывало для лица — тамальгуст, на поясе позвякивают кованый нож и щипчики. В невыносимой сахарской жаре он чувствует себя не хуже, чем за рабочим столом в парижском Национальном институте демографических исследований. Интерес ученых к племени кель-куммер очень велик.

Туареги - жители пустыни

Антропологам и биологам очень хотелось бы знать генеалогию рода человеческого. Но кто теперь помнит предков дальше прабабушек и прадедушек? В одну из своих экспедиций к туарегам Андре взял меня.

Дорог в пустыне мало. Наши проводники следят за движением песка, внимательно осматривают камни. Редко, очень редко в каменной пустыне попадаются кустики. Два кустика здесь — заросли.

Эта область Сахары называется Менака. Восемьдесят тысяч квадратных километров камня и пыли, где живет тридцать пять тысяч кочевников — пестрая мозаика племен. У каждого собственные обычаи, сильно разнятся и языки. У племен между собой строгая иерархия: рабы, зависимые вольноотпущенники, свободные и благородные. Владыки пустыни кель-куммер, по общему мнению,— благороднейшие из благородных, и это не позволяет им смешиваться ни с кем из соседей.

Могхайата ведет нас к стоянке своей семьи. Его лицо полузакутано в новенькое покрывало-тамальгуст, без которого не покажется на людях истинный туарег. Свежая краска индиго отпечаталась на его коже как копирка. Могхайата гордо несет голову, держится прямо — символ величия «синих людей», туарегов Сахары. Шатры из козьей шерсти среди редких кустов пропечены солнечными лучами. Скудная отара тощих овец понуро ждет, когда спадет зной. Вот и все богатство владык сахеля.

Нас принимают как дорогих гостей. Туареги раскатали ковер, подсунули под локти подушки и занялись приготовлением трех перемен чая. Угощение гостя — святое дело в пустыне. В каждом стойбище, где мы останавливались, резали овцу. Обычно же туареги питаются весьма скромно: едят ишибан — дикую траву, растущую возле колодцев. Или же просо, которое выменивают у оседлых жителей оазисов за овец. Еще в пищу идет верблюжье молоко.

Кель-куммер не едят ничего, что ползает, плавает или летает,— такова традиция племени. Цесарок, тяжело летающих дроф, страусов (и даже их яйца) они не трогают. Племя кочует от источника до источника, большую часть года полувысохшего. Люди эти рождаются среди песка пустыни и знают, что каждый из них однажды уйдет в песок, в заваленную камнями могилу. Тут живут неторопливо, от чаепития к чаепитию, от утренней молитвы до вечерней. Каждый хорошо знает свои обязанности. Чернокожие слуги таскают топливо, воду, готовят еду. Главы семей определяют маршрут. А верховодят женщины. Они никогда не носили чадры, держатся свободно и гордо.

Браки в племени кель-куммер заключают по строгим правилам, любовь во внимание не принимают. Здесь не знают многоженства, свято хранят супружескую верность. В конце концов от этого зависит существование племени. Мужчины всегда берут себе жен из дочерей братьев своей матери. Или же — в крайнем случае — из дочерей ее сестер. Такое — матрилинейное — правило сделало из племени кель-куммер генетически замкнутое общество, подлинную экспериментальную лабораторию человеческого рода. Вот почему Андре Шавантре так долго работает здесь. Для него это больше, чем путешествие во славу науки, это — история любви к пустыне и ее людям.

В восемнадцать лет — в 1958 году — Шавантре впервые попал в Мали. Через два года он вернулся во Францию, переполненный впечатлениями. И чтобы изучить туарегское племя кель-куммер с научной точки зрения, поступил в университет. В 1968 году Шавантре снова в Мали, теперь — с дипломом этнографа и антрополога. Приехал он от Национального центра научных исследований. В Мали он взялся за составление генеалогии кель-куммер.

— Вначале ему было трудно,— говорит мне Могхайата.— Наши обычаи запрещают произносить имена умерших. Но Андре здесь доверяют и любят, для него нарушили запрет.

 Страницы: 12

С этой статьей о Мали также читали:

  Космическое око догонов

  Догоны

  Почему Мали?

  Кель-таггельмуст

  Если нужен фетиш

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU