|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Литва: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Отдых на Немане Зимний отдых в Литве Зарасай Бирштонас Неринга Паневежис Несколько слов об истории Литвы Экономика Литвы Знаменитости Литвы Погода в Литве Кухня Литвы Съедобный цеппелин Литовские аэропорты Праздник весны по-литовски Йонинес |
Ещё в ХХ веке Масленицу в Литве праздновали три дня – воскресенье, понедельник и вторник, позднее – только по вторникам, когда до Пасхи оставалось немногим более 50 дней. Считалось, что не потешишься в Масленицу – будешь жить в горькой беде. Как и на Святки, сохранился обычай ряжения. К древним зимним забавам добавились и балаганы. В них разыгрывались народные фарсы, небольшие пьески-интермедии, выступали цирковые артисты. Улицы литовских городов и деревень превращались в своеобразный театр. В Масленицу было принято есть много раз. Чаще всего угощались 7, 9, а то и 12 раз в день. Число 12, вероятно, символизировало 12 сытных месяцев, а число 7 – семь недель Великого поста. Еды готовили много, чтобы хватило не только на всю семью, но и на гостей да ряженых. Основное блюдо, которое всегда ели и сейчас ещё едят на Масленицу – это блины. Недаром существует пословица: «Без блина – не масляна». Блинам отводилась особая роль в праздничном обряде. Ведь румяный, горячий, поджаристый блин является символом самого Солнца. В древности блины были жертвенным хлебом. Из одной деревни в другую, из дома в дом ходили ряженые. Женщины переодевались в мужчин, мужчины – в женщин. На многих были вывернутые и подвязанные веревкой овчины, на лицах – яркие маски. Чем страшнее и безобразнее они были, тем интереснее. Обязательно с большим горбатым или длинным носом, выдававштмся вперед, редкими зубами, всклокоченными «волосами» из льна или конопли. Огромный рот перекошен от злобы, длинная борода и усы, намалёванные сажей, - такие маски делали обычно из дерева, бересты или бумаги. В руках у «цыганок» - «дети», связанные из соломы или вырезанные из полена. Особенно выделялся вождь ряженых – черт. Если ряженых не пускали в дом, то он, вскарабкавшись на крышу, затыкал дымовую трубу. Едкий дым наполнял помещение, а хозяевам волей-неволей приходилось отворять «гостям» двери. В Жемайтии ряженые возили с собой Море (ее ещё называли Котре или Баба) – женское чучело из соломы. Ее привязывали к колесу телеги, колесо насаживали на спицу полоза саней – и вперед. Сани трясло, бросало из стороны в сторону, колесо начинало крутиться, а с ним и Море. Известно, что колесо – символ Солнца, весны, долгожданного лета, а сани – символ зимы. Вместе они обозначали столкновение зимы с летом.Бытует мнение, что Море могла символизировать божество плодородия, которое сжигают, чтобы оно вновь воскресло. Сожжение чучела – это символ обновления и очищения. С ним изноняют накопившиеся зло, беды, пороки, а вместе с ними и надоевшую зиму. Весь день Море возили по деревне, а потом сжигали или топили. Вечером женщины вертелись как белки в колесе. Ведь считалось, что та, которая первой затопит печь к ужину, первой управится и с жатвой. После ужина хозяйка или пастушок собирали со стола ложки, ножи, половники и связывали их в пучок соломой или поясом. Такой свёрток оставляли на ночь на столе для того, чтобы летом скот из стада не разбегался и не причинял забот пастуху.После ужина молодёжь забавлялась до полуночи. С наступлением следующего дня начинался Великий пост, в течение которого нельзя было веселиться, шуметь, озорничать, играть свадьбы, пировать, а детей можно было крестить тихо и скромно, без увеселений. По погоде на Масленицу угадывали, какими будут весна и лето, каким выдастся урожай: если на Масляную снег лежит на крыше, то и Пасха будет со снегом. На Масленицу непогода и сырость – к хорошему урожаю яровых, а если на Масленицу выдался солнечный день, весной надо было пораньше начинать сев. Интересен и тот факт, что в этот день принято было объезжать поля, засеянные озимыми. Это сулило хороший урожай, а ещё лучше, если по дороге в гости выскочишь из саней и «выкупаешься» в снегу. Молодёжь устраивала «поезд» из связанных в ряд саней и с песнями каталась по полям, норовя вывалиться из саней да поваляться в пушистом снегу. Тогда лён будет высоким, и ветер не сильно потреплет, когда его расстелят в поле. Желание поваляться в снегу свидетельствует о том, что литовцы верили: человек и земля находятся в тесной взаимосвязи. Соприкасаяст с землёй, человек чувствует прилив новых сил, а сама земля к концу зимы тоже слабеет – ей нужны внимание и помощь человека. Люди передают земле свои силы, чтобы она зазеленела, расцвела и отблагодарила из своими дарами.
Перепубликация с www.countries.ru
Восемь литов, оставшихся от уик-энда | |||||||||
|