|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Латвия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Красные латышские стрелки Усадьба в Свенте Дуга меридиана Струве Илья Рипс и его Библейский код Элина Гаранча Ференц Лист в Риге Костёл святого Людвига Краслава Пасиене Марис великолепный: взлет и падение Пещеры Риежупе Раймонд Паулс Лайма Вайкуле Ивар Эдмунд Калныньш Кольца судьбы Яниса Чаксте |
Латышская народная музыка. Латышские племена начали обживать регион Балтийских стран в далёкой древности, примерно в 2 000 году до н.э. В основе музыкальной культуры – латышское устное народное творчество, особо мелодичные народные песни, и песенные четверостишия. До XII столетия фольклор развивался в своей естественной среде, а в начале XII века на территорию Латвии пришли крестоносцы и принесли христианство – внеся этим в народную музыку новые, свойственные христианским ритуалам, элементы. Фольклор в те времена не осуждался, но и не поддерживался, тем не менее перемены в обществе отображались в музыке. Народные песни становились всё более мелодичными, многообразными и выразительными. XIX век. Большую роль в развитии культуры и музыки играло географическое местонахождение страны – на оси, соединяющей запад и восток. Уже со времен Курземского (Курляндского) герцогства (XVI -XVIII вв.) в Елгаве и позднее в Риге выступали с концертами многие известные европейские музыканты, задерживаясь здесь по дороге в самый большой культурный центр региона – Санкт-Петербург. В 1830 г. несколько сезонов в Риге жил и работал известный в мире музыки, а тогда ещё очень молодой композитор Рихард Вагнер, именем которого сейчас назван один из рижских концертных залов. Новая эпоха в латвийской музыке началась в середине XIX века, когда Янис Цимзе, получивший образование в Германии, заложил основу латвийской национальной музыки. Параллельно влиянию немецких канонов важную роль в Латвии играла российская музыкальная школа, так как большая часть молодых музыкантов получила образование в учебных заведениях Санкт–Петербурга и Москвы. Основным источником вдохновения оставались народные песни, которые тщательно отбирались и переделывались для хорового, а позднее и для симфонического исполнения. Главный собиратель дайн - Кришьянис Баронс – который до сих пор является иконой латышской культуры и национального сознания, создал собрание дайн, внеся тем самым величайший вклад в объединение и сохранение народных песен. Общее число фольклорных единиц достигает 2,8 миллиона, включая в себя более миллиона народных песен и более 30 000 мелодий. Композиторы использовали собранный материал как основу для создания новых произведений. Обычно это были обработки для хорового пения, которые широко использовались в характерных для Латвии хорах. В 1873 году прошёл первый всеобщий праздник народной песни, который в своей основе опирается на латышскую народную музыку и символизирует собой единство латышского народа. Именно в это время появляются первые оригинальные произведения для хоров и симфонических оркестров, в том числе и государственный гимн Латвии. Все, что сочинено Андреем Юрьянсом, Язепом Витолсом, Эмилом Дарзиньшем, братьями Язепом и Янисом Мединьшами – сегодня входит в золотой фонд латышской музыки.
Первая половина XX века. Новая эпоха в развитии национальной музыки началась с основания независимой Латвии в 1918 году. Музыкальная жизнь Латвии получила новое дыхание, важные культурные события сыпались как из рога изобилия. В 1919 году были открыты Латвийская Национальная опера и Латвийская Государственная консерватория (сегодняшняя Латвийская Музыкальная академия им. Язепа Витолса). Ещё через год прозвучала первая латышская национальная опера – произведение Альфреда Калниньша «Банюта». В 1925 году свою деятельность начало Латвийское радио, а в 1926 году образовался симфонический оркестр Радиофон, сегодня известный как Латвийский Национальный симфонический оркестр. Вторая половина XX века. Вторая мировая война и последующее присоединение Латвии к составу Советского Союза внесли большие перемены в культурную жизнь страны. Так же как и остальные сферы искусства, музыка была подчинена жёсткой идеологии и цензуре правящей партии. Поддерживались прославляющие режим произведения, зажимались проявления свободной мысли. В то время были востребованы большие и монументальные произведения, каковые часто и появлялись в период СССР. В советские годы музыка Латвии пережила и хорошие моменты – в 1967 году был основан камерный оркестр государственной филармонии, а Рижский Домский собор был преобразован в концертный зал органной музыки. Несмотря на железный занавес, в 1960-е годы веяния мировой рок-музыки достигли Латвии, и здесь появились первые рок-группы: «Перконс» и «Зодиак», которые очень ярко сохранились в памяти латышей среднего поколения.
| |||||||||
|