|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Латвия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Красные латышские стрелки Усадьба в Свенте Дуга меридиана Струве Илья Рипс и его Библейский код Элина Гаранча Ференц Лист в Риге Костёл святого Людвига Краслава Пасиене Марис великолепный: взлет и падение Пещеры Риежупе Раймонд Паулс Лайма Вайкуле Ивар Эдмунд Калныньш Кольца судьбы Яниса Чаксте |
Владимир Иванович Лунский (1862 год, Вильно, Российская империя — 1920 год, Рига, Латвия) — русский прибалтийский архитектор, в основном известный как церковный зодчий, но также работавший в светской гражданской архитектуре. Выпускник Петербургской АХ. Работал в Риге после выпуска из Академии. В 1892 году получает назначение на пост губернского архитектора Лифляндии. В период работы в Риге стяжал славу бескорыстного, трудолюбивого, талантливого и добросовестного архитектора. Работал во всех городах, подведомственных ему: в первую очередь стоит упомянуть губернскую столицу Ригу, территорию Видземе, южную часть современной Эстонии с городами Дерпт и Пернов. Находился в почётной, но ответственной должности губернского архитектора до 1905 года, в это время им был отстроен ряд примечательных, заслуживающих внимания объектов церковной и светской архитектуры. Также его заслуга в том, что своей подписью он одобрил строительство ряд важных сооружений, получивших «право на жизнь» в этот период. Можно отметить прогрессивное с точки зрения архитектурной характеристики здание Второго городского русского театра (архитектор Август Рейнберг); лютеранскую церковь Новой Гертруды; Рижское биржевое коммерческое училище (ныне Академия художеств ЛР); множество домов в стиле декоративного орнаментального модерна (архитекторы Вильгельм Бокслаф, Михаил Эйзенштейн, Генрих Шель, Альфред Ашенкампф, Карл Фельско) которые ныне составляют «архитектурное лицо» столицы Латвии, а также многие другие здания общественной направленности и жилые плановые дома. Из зданий, построенных лично по проектам Лунского, можно отметить жилой шестиэтажный дом на Елизаветинской (Элизабетес), 11. Он был построен в 1897 году, с точки зрения архитектурной ценности он занимает видное место в иерархии зданий рижского модерна. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Елгаве. Что касается православных храмов, то 90-ые годы XIX века выдались крайне продуктивными в плане религиозного православного зодчества на территории Лифляндии. Многие православные деятели Лифляндии называют этот благотворный период (построено более 70 церквей за 10 лет) золотым веком церквостроительства в регионе. Архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) выдвинул инициативу по строительству православного храма в Митаве. В 1885 году архитектор Лунский, тогда ещё молодой и не обладающий серъёзным опытом, несколько неожиданно получает от епархии заказ на строительство кладбищенской церкви. Церковь, чтроительство которой началось в 1887 году и завершилось в 1889, было отстроена архитектором в так называемом русском стиле церквоного зодчества, который был поднят на новый уровень петербургским признанным церковным строительным мастером Алексеем Максимовичем Горностаевым, впервые после длительного перерыва использовавшего в православной храмовой архитектуре принцип шатра, тем самым усовершенствовав канон церковного зодчества в православной традиции. Храм рассчитан на 200 прихожан, его отличают инновационные композиционные особенности, изящество и великолепие отделки, прочность и богатая декорированность экстерьера и интерьера. 2 июля 1889 года храм был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Божьей Матери в Елгаве — первый шатровый харм в истории Прибалтийского края, его отличает то, что шатёр воздвигнут над всем объёмом храма, а не только над традиционной надвратной колокольней. Петропавловская церковь в Кемери. Ещё одним знаковым для Рижской епархии и для канонического православного зодчества Лифляндии стало сооружение по проекту Владимира Лунского деревянного храма Петра и Павла в курорте Кеммерн, примыкавшего к Рижскому штранду, обладающем высокой значимостью в пределах рекреационной зоны всей Российской империи.Для религиозных нужд русских курортников Архипастырь Арсений выступил с идеей строительства храма, получив поддержку от обер-прокурора Священного СинодаК. П. Победоносцева. Парадоксально, но строительство этого в высшей степени примечательного деревянного храма обошлось епархии в 5000 рублей. Владимир Лунский добровольно отказался от архитектурного жалования за воздвижение Петропавловского кеммернского храма. Срок строительства храма — 1892-1893 годы. В аспекте архитектурной характеристики церковь также принадлежит к образцам шатрового зодчества, при этом Лунский органично и искуссно перерабатывает и расширяет канонические формы сакрального северного православного зодчества, дополняя их самобытными архитектурными формами.
| |||||||||
|