США
США
Шри Ланка
Шри Ланка
Йемен
Йемен
Доминика
Доминика
Майотта
Майотта
Гваделупа
Гваделупа
Польша
Польша
Кипр
Кипр
Сербия
Сербия
Аруба
Аруба
Австралия
Австралия
Камбоджа
Камбоджа
Казахстан
Казахстан
Бангладеш
Бангладеш

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Латвия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Красные латышские стрелки

Усадьба в Свенте

Дуга меридиана Струве

Илья Рипс и его Библейский код

Элина Гаранча

Ференц Лист в Риге

Костёл святого Людвига

Краслава

Пасиене

Марис великолепный: взлет и падение

Пещеры Риежупе

Раймонд Паулс

Лайма Вайкуле

Ивар Эдмунд Калныньш

Кольца судьбы Яниса Чаксте


Латвия - Третий классик латышской живописи

Третий классик латышской живописи

  

Подраздел: Cтатьи о Латвии | Латвия
Страницы: 1

Янис Валтерс "Рынок в Елгаве"В Белом зале Национального художественного музея открыта выставка работ латышского художника Йохана Валтера (вариант - Яниса Валтерса). Немцы тоже считают его своим, потому что добрую часть своей жизни и последние годы он провел в Германии, подписывая свои картины: Валтер-Курау.

Святая троица живописцев, коими гордится Латвия, это Янис Розенталь, Вильгельм Пурвит и Янис Валтерс. В русском интернете Валтерс назван еще и Янисом Теодоровичем. Или без заморочек - Иваном Федоровичем Вальтером. И то: тридцать с лишним лет прожил в Российской империи. Основными городами его обитания были - Митава, Петербург, Дрезден и Берлин.

Только проживя в Прибалтике долгое время, прекрасно понимаешь многовалентность местного населения, живущего на перекрестке культур и ментальностей, и выбирающего для себя самую удобную для себя.

Так получилось, что достаточно много народу из лифляндского мира искусства в царской России тяготело все же к Германии, поскольку немцы правили здесь семь веков. Это я к тому, что для русских тут ничего обидного нет.

Перейдем к выставке. Ощущение, что полотна выцвели или полиняли. Наверно, играет свою роль и это, и то, что художник берет на кисть мало краски и неплотно кроет по грубому холсту, поэтому фон пробивается исподу. И по картине разливается элегантный такой перламутр.

Ба, да это же эпоха югенда! Потому и пейзажи не с крепкими дубами, а с тонкими извивающимися деревьями - ар деко, сработанный из родных осин. А вот сочно написанный пейзаж с домиками на берегу реки, но и тут отражения деревьев прихотливо извиваются, привнося в картину чисто югендовскую болезненную витиеватость. Два стиля в одной картине не гармонируют, а словно пихаются локтями. Своеобразно!

Но как бы там ни было, а личность Валтера-художника все равно порождение русской академической школы. Хотя и с широко открытой форточкой, куда свободно залетают любые модные веяния. Он последовательно проходит в своем творчестве путь через постимпрессионизм, старательно следуя и кубизму, и фовизму и всем прочим «измам», вплоть до немецкого экспрессионизма. Путь, конечно, ложный. Потому что, к примеру, его работы а-ля Сезанн, написанные им уже в 20-е годы, совершенно не блещут и самому этому направлению живописи ничего не дали. Разве что в силу их модности и покупаемости, должно быть, помогали художнику материально.

Насколько сильнее его дипломная работа - огромное полотно «Рынок в Елгаве» (находится в постоянной экспозиции ЛНХМ). В тот период на рубеже веков он славно поработал над колоритом. На тогдашних картинах отчетливо видна эта пусть, может, неброская, но тщательная работа.

Янис Валтерс "Крестьянская дочь"Вот «Крестьянская дочь» - картина 1904 года и этюд головы к этой картине. На этюде видишь, какой хороший он рисовальщик. Жаль, что свернул с дороги реализма. Может, он и вышел бы на новый плодотворный путь, но переплавить наслоения модных течений во что-то внятное и присущее только ему, Валтеру не удалось. В 1932 году художник умер.

Акты, что он писал в Германии, не эротичны (по крайней мере те, что на выставке). Женское тело всего лишь материал для решения каких-то задач, скорее всего, технико-анатомического плана. Много у него голых купающихся мальчиков. К наготе и натюрморту он обратился уже в эмиграции. Очевидно, это имело спрос. Какие-то другие подтексты тут не просматриваются.

Валтер - хороший портретист. Уважал и ценил Пурвитиса, Куинджи. Любил играть на скрипке. Был женат вторым браком на скрипачке. Имел много учениц (дамы с художественными наклонностями к нему льнули).

И вообще прожил достойную художника жизнь. Не знаю, как для развития немецкой живописи, но для латвийской его заслуги несомненны. Техника его заслуживает тщательного изучения и анализа. Интересно, как художник пробует писать рябь на воде. Где-то хуже получается, где-то лучше. Ты видишь его мастерскую, учишься... Смотреть под увеличением, как художник клал мазки, очень любопытно и поучительно - для молодых. В этом смысле выставка очень полезная.

...Картины художника разбросаны по всей Европе. Много их погибло во время Второй мировой войны. Вернуть уцелевшего Валтера в Латвию задача не из простых. Картины не дешевы...

Роман Штерн

 Страницы: 1

Перепубликация с www.chas-daily.com


С этой статьей о Латвии также читали:

  Рижский художественный музей

  Дунте: Музей Мюнхгаузена

  Латвия - парламентская республика

  Рундальский дворец

  Яунпилский орденский замок

© 2004—2019 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU