|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Латвия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Красные латышские стрелки Усадьба в Свенте Дуга меридиана Струве Илья Рипс и его Библейский код Элина Гаранча Ференц Лист в Риге Костёл святого Людвига Краслава Пасиене Марис великолепный: взлет и падение Пещеры Риежупе Раймонд Паулс Лайма Вайкуле Ивар Эдмунд Калныньш Кольца судьбы Яниса Чаксте |
В Белом зале Национального художественного музея открыта выставка работ латышского художника Йохана Валтера (вариант - Яниса Валтерса). Немцы тоже считают его своим, потому что добрую часть своей жизни и последние годы он провел в Германии, подписывая свои картины: Валтер-Курау. Святая троица живописцев, коими гордится Латвия, это Янис Розенталь, Вильгельм Пурвит и Янис Валтерс. В русском интернете Валтерс назван еще и Янисом Теодоровичем. Или без заморочек - Иваном Федоровичем Вальтером. И то: тридцать с лишним лет прожил в Российской империи. Основными городами его обитания были - Митава, Петербург, Дрезден и Берлин. Только проживя в Прибалтике долгое время, прекрасно понимаешь многовалентность местного населения, живущего на перекрестке культур и ментальностей, и выбирающего для себя самую удобную для себя. Так получилось, что достаточно много народу из лифляндского мира искусства в царской России тяготело все же к Германии, поскольку немцы правили здесь семь веков. Это я к тому, что для русских тут ничего обидного нет. Перейдем к выставке. Ощущение, что полотна выцвели или полиняли. Наверно, играет свою роль и это, и то, что художник берет на кисть мало краски и неплотно кроет по грубому холсту, поэтому фон пробивается исподу. И по картине разливается элегантный такой перламутр. Ба, да это же эпоха югенда! Потому и пейзажи не с крепкими дубами, а с тонкими извивающимися деревьями - ар деко, сработанный из родных осин. А вот сочно написанный пейзаж с домиками на берегу реки, но и тут отражения деревьев прихотливо извиваются, привнося в картину чисто югендовскую болезненную витиеватость. Два стиля в одной картине не гармонируют, а словно пихаются локтями. Своеобразно! Но как бы там ни было, а личность Валтера-художника все равно порождение русской академической школы. Хотя и с широко открытой форточкой, куда свободно залетают любые модные веяния. Он последовательно проходит в своем творчестве путь через постимпрессионизм, старательно следуя и кубизму, и фовизму и всем прочим «измам», вплоть до немецкого экспрессионизма. Путь, конечно, ложный. Потому что, к примеру, его работы а-ля Сезанн, написанные им уже в 20-е годы, совершенно не блещут и самому этому направлению живописи ничего не дали. Разве что в силу их модности и покупаемости, должно быть, помогали художнику материально. Насколько сильнее его дипломная работа - огромное полотно «Рынок в Елгаве» (находится в постоянной экспозиции ЛНХМ). В тот период на рубеже веков он славно поработал над колоритом. На тогдашних картинах отчетливо видна эта пусть, может, неброская, но тщательная работа. Вот «Крестьянская дочь» - картина 1904 года и этюд головы к этой картине. На этюде видишь, какой хороший он рисовальщик. Жаль, что свернул с дороги реализма. Может, он и вышел бы на новый плодотворный путь, но переплавить наслоения модных течений во что-то внятное и присущее только ему, Валтеру не удалось. В 1932 году художник умер. Акты, что он писал в Германии, не эротичны (по крайней мере те, что на выставке). Женское тело всего лишь материал для решения каких-то задач, скорее всего, технико-анатомического плана. Много у него голых купающихся мальчиков. К наготе и натюрморту он обратился уже в эмиграции. Очевидно, это имело спрос. Какие-то другие подтексты тут не просматриваются. Валтер - хороший портретист. Уважал и ценил Пурвитиса, Куинджи. Любил играть на скрипке. Был женат вторым браком на скрипачке. Имел много учениц (дамы с художественными наклонностями к нему льнули). И вообще прожил достойную художника жизнь. Не знаю, как для развития немецкой живописи, но для латвийской его заслуги несомненны. Техника его заслуживает тщательного изучения и анализа. Интересно, как художник пробует писать рябь на воде. Где-то хуже получается, где-то лучше. Ты видишь его мастерскую, учишься... Смотреть под увеличением, как художник клал мазки, очень любопытно и поучительно - для молодых. В этом смысле выставка очень полезная. ...Картины художника разбросаны по всей Европе. Много их погибло во время Второй мировой войны. Вернуть уцелевшего Валтера в Латвию задача не из простых. Картины не дешевы... Роман Штерн
Перепубликация с www.chas-daily.com
| |||||||||
|