Чехия
Чехия
Испания
Испания
Бельгия
Бельгия
Пакистан
Пакистан
Киргизия
Киргизия
Хорватия
Хорватия
Мали
Мали
Индия
Индия
Гана
Гана
Тонга
Тонга
Гайана
Гайана
Фиджи
Фиджи
Сербия
Сербия
Тунис
Тунис

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Казахстан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Музеи Казахстана

Активный отдых в Казахстане

Спорт в Казахстане

Развитие экономики в Казахстане

Система медицинского обслуживания в Казахстане

Природа Казахстана

Роскошный и доброжелательный Казахстан

Республика Казахстан - государство в центре Азии

Город Алматы - город-сад в Казахстане

"Зимовская и Черемшанская заимки"

"Мерке" санаторий в Казахстане

"Жанакорган" - санаторий в Казахстане

"Бургулюк" - санаторий в Казахстане

Профилакторий - санаторий "Арыс"

Санаторий "Аксу Джабаглы"


Казахстан - Казахские головные уборы

Казахские головные уборы

  

Подраздел: Cтатьи о Казахстане | Казахстан
Страницы: 1

ТюбетейкаОтношение к головным уборам у предков было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении. Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу.

Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца. Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим. Это равнозначно тому, чтобы добровольно отречься от своего счастья и оголить голову для бед. В подарок преподносят только новую, ненадеванную шапку.

Мурак - роскошный головной убор, которые могли надевать только ханы.
Саукеле - головной убор невесты, делается не по правилам, без так называемых «наушников» и «назатыльника». Оно должно быть очень высокое.

Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор, имевший твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивали глазетом или обвертывали фольгой, украшали привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов.

Желек – гладкая прозрачная белая вуаль, которая прикреплялась к макушке и которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар».
Тюрбан или чалма - с появлением первенца полагался особый головной убор, состоявший из нижней части, одеваемой непосредственно на голову, и верхней в форме тюрбана или чалмы. Обе части обязательно делали из белой ткани. С конца XIX века молодые женщины заменили тюрбан крепдешиновыми и шелковыми шалями и платками.

Кимешек  - женщины носили от 25 до 45 лет. Кимешек шили из белой ткани. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивка гладью, серебряные бляшки, кораллы. Вышивали его и по краям выреза. Самым нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной. Первый кимешек девушке-невесте шили еще в доме родителей, и нередко на него перешивали все украшения с ее девичьего нагрудника. Кимешеки представлены, очень широко. По ним можно определить возраст женщины - молодая или пожилая, местность, где она проживала, род, к которому она принадлежала.

Такия  - маленькая шапочка, круглая тюбетейка с узорной строчкой на околышке, которую шили из яркой ткани и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.
Шошак борик  - из бархата, парчи и меха норки, девичий головной убор конца XIX века - Кулакшын - из войлока, украшенный кораллами и медными бляшками, и борики, которые носили дети, девушки и акыны. Считалось, что они самые уязвимые, так как их социальный статус нестабилен. А раз уязвимы - нужна защита. Так на макушках детских, девичьих и головных уборах певцов-сапов появились ую - султанчики из перьев филина, служившие оберегом.

Борик - круглая шапка с меховой опушкой, отделанная бархатом. Девичий борик отличался от мужского тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. Разновидности этой шапки - борик-жанатай из шкуры ягненка.
Тымак из овчины  - и детский из лисьего меха. В степных условиях при суровой непогоде тымаки (треухи) идеальны и незаменимы. Тымак состоит из тульи и четырех больших «лопастей», скроенных из войлока и покрытых тканью. Наушные и Айыркалпак, муракзатылочная «лопасти» обшивались пушистым мехом, широкие поля спускались на шею и плечи.

Айыркалпак, мурак - сшитые из бархата, преимущественно бордового цвета, на войлочной основе, и расшитые золотой канителью растительными узорами. Их надевали поверх конусообразной, отороченной дорогим мехом, шапки.
Калпак - летом носили шляпу из тонкого белого войлока - конусообразный головной убор с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин.

Тюбетейка - универсальный головной убор, который носили и женщины, и дети. Тюбетейку не снимали даже за обеденным дастарханом. Тюбетейки детей и юношей расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, размещали на куполе с четырех сторон узоры - «шугла» (луч), «гуль» (цветок).
Бока - это высокий конусообразный женский головной убор. Название «бокка» происходит от монгольского bogtac.
 

 Страницы: 1

Перепубликация с silkroadadventures.info


С этой статьей о Казахстане также читали:

  Лечебно-оздоровительный комплекс "Нур-Булак"

  Городище Сауран

  Талгат Бегельдинов - лётчик-штурмовик

  Нуржуман Ихтымбаев - самый востребованный казахский киноактер

  По степным столицам

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU