Малави
Малави
Франция
Франция
Аргентина
Аргентина
Судан
Судан
Белиз
Белиз
Руанда
Руанда
Мексика
Мексика
Джибути
Джибути
Китай
Китай
Гонконг
Гонконг
Украина
Украина
Латвия
Латвия
Мальдивы
Мальдивы
Кувейт
Кувейт

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Казахстан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Музеи Казахстана

Активный отдых в Казахстане

Спорт в Казахстане

Развитие экономики в Казахстане

Система медицинского обслуживания в Казахстане

Природа Казахстана

Роскошный и доброжелательный Казахстан

Республика Казахстан - государство в центре Азии

Город Алматы - город-сад в Казахстане

"Зимовская и Черемшанская заимки"

"Мерке" санаторий в Казахстане

"Жанакорган" - санаторий в Казахстане

"Бургулюк" - санаторий в Казахстане

Профилакторий - санаторий "Арыс"

Санаторий "Аксу Джабаглы"


Казахстан - Кочевой быт казахов

Кочевой быт казахов

  

Подраздел: Cтатьи о Казахстане | Казахстан
Страницы: 12

Юрты в разных частях Казахстана несколько различаются, основном формой купола От своих предков - кочевых племен и народов, населявших просторы Евразии, - казахи унаследовали юрту. Это переносное жилище по своему устройству наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению ему нет равных. Конструкция казахской юрты состоит из разбираемого деревянного остова и четырехчастного войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге), состоящая из отдельных звеньев (канат), которые образуют круговую стену юрты. Каждая такая секция представляет собой скрепленные по диагонали планки, которые свободно раздвигаются и складываются.

Между двумя передними «канатами» устанавливается (привязывается) дверная рама с двустворчатой деревянной дверью ( eci к или сыкырлауык) либо подвешивается войлок (киiз есiк). Купол юрты делают из изогнутых жердей (уык), а венчает его круглое навершие-обод (шанырак), которое является семейной реликвией, залогом продолжения рода.  

Юрты в разных частях Казахстана несколько различаются, основном формой купола. На юге купол юрты более высокий, крутой; на севере, в степном Казахстане, - более пологий. Установка и разборка юрты , хлопоты по расстановке и погрузке утвари являются занятием женщин, только тяжелый обод-шанырак поднимает мужчина.

Раньше юрту перевозили вьюком на верблюдах или быках, позднее для этого стали использовать также телеги. Распределение внутреннего пространства юрты обусловлено традиционным расположением вешей, установившимся на протяжении многих веков, и вместе с тем ограниченностью плошади помещения, а также необходимостью часто сниматься с места. Центральное место юрты занимает очаг (ошак), оно почитается как святое место жилища. За очагом, напротив входа, находится наиболее почетное место (тор), застилаемое красивыми орнаментированными войлоком, коврами, меховыми подстилками. Позади него на деревянных подставках хранятся сундуки с одеждой, поверх которых помещают ковры, укладывают одеяла, подушки.

Пространство слева от «тора» (от входа справа) считалось женской половиной - сол жак, связанной с хозяйственными заботами; а справа от «тора» (от входа слева): мужской - он жак . В мужской части юрты висела конская сбруя, находились орудия труда. В правой от входа половине юрты, за хозяйственной зоной располагалось также место отдыха хозяев. Здесь устанавливали деревянную резную кровать - тосекагаш, кереует (иногда заменявшуюся металлической, фабричного производства), которую часто завешивали пологом – шымылдык. B большинстве районов Казахстана юрту называют киiз уй, что означает «войлочный дом», но также «агаш уй» («дом из дерева», Западный Казахстан), «казак уй» (редко). Будучи умелыми скотоводами, казахи на протяжении столетий выработали рациональный способ чередования пастбищ, установили удобный порядок выпаса скота.

Вся территория выпаса делилась на четыре, по временам года, типа пастбищ: кыстау, коктеу, жайлау, кузеу.Вся территория выпаса делилась на четыре, по временам года, типа пастбищ: кыстау, коктеу, жайлау, кузеу. Перекочевки - кош в основном совершались по направлению с юга на север и обратно, а в горных районах практиковалась вертикальная система кочевания: летовки (жайлау) находились на альпийских лугах, а зимние пастбища (кыстау) в предгорьях. Порой путь, совершавшийся При перекочевках, был весьма протяженным и достигал 800- 1200 км в одну сторону. Места стоянок наиболее сильных и многочисленных родов всегда находились на определенной территории, а на их кочевые пути никто не смел посягать. За время суровой зимы зимние пастбища истощались, скот изнурялся полуголодным существованием.

Поэтому перекочевка на весенние пастбища была особенно радостной: перед караваном ехали в празднично одетые девушки. Вперед высылали конные дозоры, которые должны были проверить состояние пастбищ, выбрать наилучшие пути их достижения, наметить места стоянок. Но наиболее важным и ответственным периодом было пребывание на летних кочевьях, от которого зависели нагул скота, подготовка его к тяжелой зиме. Кочевые пути организовывались таким образом, чтобы они проходили через удобные перевалы, территории, богатые кормами, снабженные хорошими водопоями, в случае отсутствия которых выкапывались колодцы.

 Страницы: 12

С этой статьей о Казахстане также читали:

  Развлекательный центр «Думан»

  Кулуджунский природный заповедник

  Казахстан - унитарная республика

  Павлодарская область

  Мавзолей Арыстан-баба

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU