Бельгия
Бельгия
Таиланд
Таиланд
Нигерия
Нигерия
Гватемала
Гватемала
Мальдивы
Мальдивы
Макао
Макао
Либерия
Либерия
Кувейт
Кувейт
Латвия
Латвия
Камбоджа
Камбоджа
Гайана
Гайана
Индия
Индия
Албания
Албания
Малави
Малави

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Казахстан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Музеи Казахстана

Активный отдых в Казахстане

Спорт в Казахстане

Развитие экономики в Казахстане

Система медицинского обслуживания в Казахстане

Природа Казахстана

Роскошный и доброжелательный Казахстан

Республика Казахстан - государство в центре Азии

Город Алматы - город-сад в Казахстане

"Зимовская и Черемшанская заимки"

"Мерке" санаторий в Казахстане

"Жанакорган" - санаторий в Казахстане

"Бургулюк" - санаторий в Казахстане

Профилакторий - санаторий "Арыс"

Санаторий "Аксу Джабаглы"


Казахстан - Некрополь и мечеть Шакпак-Ата

Некрополь и мечеть Шакпак-Ата

  

Подраздел: Cтатьи о Казахстане | Казахстан
Страницы: 12

Мечеть Шакпак-Ата вырублена в толще скального мысаМечеть Шакпак-Ата вырублена в толще скального мыса, образованного руслами двух логов, спускающихся по склону горы Унгазы с юга к северо-западному заливу Сары-тас Каспийского моря. К западному входу в мечеть ведет высеченная в скале лестница, восточный вход имел служебное назначение.

Портальная ниша главного входа имеет вид треугольной арки. Внизу справа и слева от входа устроены подгробные ниши, укрепленные снизу подпорными стенками. За дверным проемом и расположенным за ним коротким проходом находится просторный айван-зал (4,3 х 3,22 м). Его пол и потолок имеют уклон, спускающийся в сторону входа.

Центр интерьера - скорее квадратной формы (4,5 х 5 м) - имеет полусферический купол и четыре угловые трех-четвертные колонны с тяжеловесными пропорциями - 1:4. Между колоннами - ложные подпружные арки эллиптического очертания. В зените купола вырублен световой люк, диаметром 1,2 м и высотой 5 м . Снаружи над ними был подвешен павильон, служивший защитой от атмосферных осадков, с башней-минаретом. В настоящее время его верхняя часть разрушена, высота сохранившихся стен - 3,9 м.

Судя по массе обрушившийся части и наличию остатков винтовой лестницы, можно предположить, что павильон имел значительную высоту и покрытие, над которым, возможно, была башенка-фонарь - наподобие обычного завершения минаретов. Так, оконные проемы, перекрытия клинчатыми стрельчатыми арками, теперь частью заложенные, косвенно подтверждают существование покрытия под стенами павильона. Поперечный зал завершается просторными помещениями, отделенными от центрального зала посредством суф, несколько приподнятых над уровнем пола. Интерьер мечети не имеет элементов декоративного оформления, за исключением упомянутых колонн и арок центрального зала.

Стены двух главных залов и боковых помещений вчерне отесаны. На стенах портала и ниш имеются разновременные надписи, контурные изображения лошадей, быков, раскрытой ладони, трилистника. Среди надписей выделяется суфистское стихотворение, в котором говорится о бренности этого мира и кратковременности человеческой жизни. Оно было начертано, видимо, после окончания строительства мечети и оказалось важным источником для датировки памятника. Вторая группа надписей: "башим Бердимухаммад уста Тархан", "башим Мухаммед Бахи-Хафиз" и другие являются подобием фамильных печатей.

Рисунки с изображением лошадей, быков, животных могут быть разделены на древние и поздние. Изображение человеческой раскрытой ладони следует считать суфистским священным оберегом от нечистых сил - чертей, дьяволов и прочих враждебных человеку персонажей религиозной мифологии. В этом плане можно привести в пример традиционное у мусульман Северной Африки изображение руки Фатимы - дочери пророка Мухаммеда, которое впоследствии вошло в государственный герб Алжира. Стилистическое изображение руки почитаемого человека встречается на стенах жилых домов в Южной Туркмении, например, в селе Багар в предгорьях Копед-дага. АГ.Медоев, обследовавший комплекс Шакпак-ата в конце шестидесятых годов, датировал его IX—X вв., аргументируя такую датировку следующим: "Сельджуки, по определению В.В. Гордиевского, бесстрашно уклонялись от мусульманского ригоризма, допуская изображения живых существ - птиц и животных.

Некрополь и мечеть Шакпак-Ата На наш взгляд, изображение живых существ не может быть аргументом для датировки историко-культурных памятников Казахстана, ибо это древнетюркская традиция, унаследованная казахами от кипчаков, не прерываясь на протяжении веков, дошла до нашего времени. Это общеизвестный факт, достаточно отраженный в письменных источниках и многочисленных памятниках Казахстана. Обследование некрополя Шакпак-ата позволило установить, что его территория делится на южную - туркменскую и северную - казахскую части, с характерными для них памятниками, представленными главным образом стелами-кулпытасами.

В обеих частях некрополя имеются как древние, так и поздние надгробия, частично отмеченные родовыми тамгами, но лишенные датирующих эпитафий, за исключением поздних адайских памятников. О происхождении некрополя Шакпак-ата повествует легенда, согласно которой прозвище Шакпак- ата было дано ему за то, что в битвах с врагами от его оружия летели искры как от кремня - шакпак- таса. Это вызывало панику у неприятелей, и они бежали с поля боя.

Шакпак-ата был из ногайлинцев, кочевавших на Мангышлаке и вытеснивших отсюда калмыков и туркмен. Кроме этого предания, существует и другое, согласно которому это название мечети было дано в связи с наличием около нее кремниевого камня.

 Страницы: 12

С этой статьей о Казахстане также читали:

  Заповедник Аксу-Жабаглы

  Озеро Шалкар

  Малоульбинское водохранилище

  Игры и развлечения казахов

  Санаторий "Окси Сарыагаш"

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU