|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Казахстан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Музеи Казахстана Активный отдых в Казахстане Спорт в Казахстане Развитие экономики в Казахстане Система медицинского обслуживания в Казахстане Природа Казахстана Роскошный и доброжелательный Казахстан Республика Казахстан - государство в центре Азии Город Алматы - город-сад в Казахстане "Зимовская и Черемшанская заимки" "Мерке" санаторий в Казахстане "Жанакорган" - санаторий в Казахстане "Бургулюк" - санаторий в Казахстане Профилакторий - санаторий "Арыс" Санаторий "Аксу Джабаглы" |
В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближайших соседей, удивился: что это за неведомая страна в самом сердце Евразии? Страна это вообще или так — Степь Половецкая? Мало кто всерьез интересовался Степью до "новой эры". Для иностранных исследователей она была практически недоступна, дореволюционные российские работы устарели, а советские ученые и администраторы не очень-то и старались ее познать, отводя трем миллионам "квадратов" между Каспием и Алтаем, Сибирью и Средней Азией роль пустого пространства для освоения народами, насильно туда сосланными. Постсоветский обыватель при некотором напряжении своей памяти может вспомнить только следующие бренды: целина, Байконур и Олжас Сулейменов… Парадокс в том, что и для самих казахстанцев их страна — терра инкогнита. В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближайших соседей, удивился: что это за неведомая страна в самом сердце Евразии? Страна это вообще или так — Степь Половецкая? Мало кто всерьез интересовался Степью до "новой эры". Для иностранных исследователей она была практически недоступна, дореволюционные российские работы устарели, а советские ученые и администраторы не очень-то и старались ее познать, отводя трем миллионам "квадратов" между Каспием и Алтаем, Сибирью и Средней Азией роль пустого пространства для освоения народами, насильно туда сосланными. Постсоветский обыватель при некотором напряжении своей памяти может вспомнить только следующие бренды: целина, Байконур и Олжас Сулейменов… Парадокс в том, что и для самих казахстанцев их страна — терра инкогнита. В течение многих лет Казахстан был отчужден от собственной истории: сначала в составе Российской империи, а затем Советского Союза он существовал как химерическое образование без сверхзадачи, сверхидеи, культуры и религии. Традиционный для казахов образ жизни — кочевание — преподносился как нечто ущербное и дикое, напоминающее о далеких и неспокойных временах Степи. В XI—XV веках Великую евразийскую равнину от Иртыша до Дуная, от Крыма до Булгара Великого на Волге, где кочевали кыпчакиполовцы, в арабских и персидских текстах называли Дешт-и-Кыпчак — Кыпчакская Степь, а в русских — Поле Половецкое. В XVI—XVIII веках, после того как тюркский суперэтнос распался на несколько самостоятельных этносов, большая часть могущественного тюркского племени кыпчаков вошла в состав казахской нации, а Кыпчакской Степью, или просто Степью, стали называть территорию современного Казахстана. Параллель "Степь — Казахстан" да, пожалуй, еще этноним "казах", сохранивший в своей внутренней форме значение "вольный" (не последнюю роль в этом, кстати, сыграло русское слово "казак" того же происхождения), и составляли остатки "национальной казахской идеи". Получив независимость, молодая республика немедленно занялась пересмотром историографии: пышно расцвела мифологизация, местные "летописцы", не особо утруждая себя фактологией, стали представлять Степь колыбелью человеческой цивилизации и землей обетованной… Пена, но в этой мыльной пене есть и "ребенок", которого мы постараемся не выплеснуть. Пафос новых исследований легко объясним, а основная идея совсем не так сумасбродна, как может показаться, и коротко звучит так: Степь — это не "буфер" между Востоком и Западом, а особое культурное пространство. За кибиткой кочевойФридрих Ницше писал: "Очень вероятно, что философы урало-алтайских наречий (а к ним как раз и восходит казахский язык. — Прим. ред.), в которых хуже всего развито понятие "субъект", иначе взглянут "вглубь мира" и пойдут иными путями, нежели индогерманцы и мусульмане…" Языковой факт, упоминаемый автором "Заратустры", отражает специфику "номадического мышления" — мышления кочевых народов, к которым принадлежат казахи. У оседлых народов и кочевников разное восприятие времени и пространства, общества и себя. Пространство для оседлого ограничено пределами его города или государства, какими бы обширными они ни были, а для кочевника оно — безгранично и мистически притягательно. Если привлечь мифические образы, то первые — это Минотавры городских лабиринтов, вторые — Кентавры бескрайних просторов. Суть взаимоотношений Пространства и Человека — это Путь, своеобразная метафора понимания и единства между ними. Выбранный нами путь по Степи — тоже метафора, правда случайная.
Ибрай Алтынсарин - выдающийся представитель казахского просвещения | |||||||||
|