Монголия
Монголия
Ливия
Ливия
Казахстан
Казахстан
Австрия
Австрия
Зимбабве
Зимбабве
Мальдивы
Мальдивы
Сингапур
Сингапур
Шри Ланка
Шри Ланка
Эстония
Эстония
Барбадос
Барбадос
Чили
Чили
Румыния
Румыния
Непал
Непал
Хорватия
Хорватия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Казахстан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Музеи Казахстана

Активный отдых в Казахстане

Спорт в Казахстане

Развитие экономики в Казахстане

Система медицинского обслуживания в Казахстане

Природа Казахстана

Роскошный и доброжелательный Казахстан

Республика Казахстан - государство в центре Азии

Город Алматы - город-сад в Казахстане

"Зимовская и Черемшанская заимки"

"Мерке" санаторий в Казахстане

"Жанакорган" - санаторий в Казахстане

"Бургулюк" - санаторий в Казахстане

Профилакторий - санаторий "Арыс"

Санаторий "Аксу Джабаглы"


Казахстан - По степным столицам

По степным столицам

  

Подраздел: Cтатьи о Казахстане | Казахстан
Страницы: 12345678

В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближайших соседей, удивился: что это за неведомая страна в самом сердце Евразии? Страна это вообще или так — Степь Половецкая? Мало кто всерьез интересовался Степью до "новой эры". Для иностранных исследователей она была практически недоступна, дореволюционные российские работы устарели, а советские ученые и администраторы не очень-то и старались ее познать, отводя трем миллионам "квадратов" между Каспием и Алтаем, Сибирью и Средней Азией роль пустого пространства для освоения народами, насильно туда сосланными. Постсоветский обыватель при некотором напряжении своей памяти может вспомнить только следующие бренды: целина, Байконур и Олжас Сулейменов… Парадокс в том, что и для самих казахстанцев их страна — терра инкогнита.

КазахстанВ 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближайших соседей, удивился: что это за неведомая страна в самом сердце Евразии? Страна это вообще или так — Степь Половецкая? Мало кто всерьез интересовался Степью до "новой эры". Для иностранных исследователей она была практически недоступна, дореволюционные российские работы устарели, а советские ученые и администраторы не очень-то и старались ее познать, отводя трем миллионам "квадратов" между Каспием и Алтаем, Сибирью и Средней Азией роль пустого пространства для освоения народами, насильно туда сосланными. Постсоветский обыватель при некотором напряжении своей памяти может вспомнить только следующие бренды: целина, Байконур и Олжас Сулейменов… Парадокс в том, что и для самих казахстанцев их страна — терра инкогнита.

В течение многих лет Казахстан был отчужден от собственной истории: сначала в составе Российской империи, а затем Советского Союза он существовал как химерическое образование без сверхзадачи, сверхидеи, культуры и религии. Традиционный для казахов образ жизни — кочевание — преподносился как нечто ущербное и дикое, напоминающее о далеких и неспокойных временах Степи.

В XI—XV веках Великую евразийскую равнину от Иртыша до Дуная, от Крыма до Булгара Великого на Волге, где кочевали кыпчакиполовцы, в арабских и персидских текстах называли Дешт-и-Кыпчак — Кыпчакская Степь, а в русских — Поле Половецкое. В XVI—XVIII веках, после того как тюркский суперэтнос распался на несколько самостоятельных этносов, большая часть могущественного тюркского племени кыпчаков вошла в состав казахской нации, а Кыпчакской Степью, или просто Степью, стали называть территорию современного Казахстана.

Параллель "Степь — Казахстан" да, пожалуй, еще этноним "казах", сохранивший в своей внутренней форме значение "вольный" (не последнюю роль в этом, кстати, сыграло русское слово "казак" того же происхождения), и составляли остатки "национальной казахской идеи".

Получив независимость, молодая республика немедленно занялась пересмотром историографии: пышно расцвела мифологизация, местные "летописцы", не особо утруждая себя фактологией, стали представлять Степь колыбелью человеческой цивилизации и землей обетованной… Пена, но в этой мыльной пене есть и "ребенок", которого мы постараемся не выплеснуть. Пафос новых исследований легко объясним, а основная идея совсем не так сумасбродна, как может показаться, и коротко звучит так: Степь — это не "буфер" между Востоком и Западом, а особое культурное пространство.

За кибиткой кочевой

Фридрих Ницше писал: "Очень вероятно, что философы урало-алтайских наречий (а к ним как раз и восходит казахский язык. — Прим. ред.), в которых хуже всего развито понятие "субъект", иначе взглянут "вглубь мира" и пойдут иными путями, нежели индогерманцы и мусульмане…" Языковой факт, упоминаемый автором "Заратустры", отражает специфику "номадического мышления" — мышления кочевых народов, к которым принадлежат казахи.

У оседлых народов и кочевников разное восприятие времени и пространства, общества и себя. Пространство для оседлого ограничено пределами его города или государства, какими бы обширными они ни были, а для кочевника оно — безгранично и мистически притягательно. Если привлечь мифические образы, то первые — это Минотавры городских лабиринтов, вторые — Кентавры бескрайних просторов. Суть взаимоотношений Пространства и Человека — это Путь, своеобразная метафора понимания и единства между ними.

Выбранный нами путь по Степи — тоже метафора, правда случайная.

 Страницы: 12345678

С этой статьей о Казахстане также читали:

  Наурзумский заповедник

  Ибрай Алтынсарин - выдающийся представитель казахского просвещения

  Цветущий посох

  Александр Винокуров - казахский велогонщик

  Народные обычаи казахов

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU