|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Иордания: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Тени великих империй (Петра) Природная лечебница «У нас нет ресурсов, но есть мозги…» Иорданский король Бедуинские традиции Добро пожаловать «MOVENPICK HOTEL & RESORTS» Любителям авантюр Климатическая мозаика Популярные у туристов товары и сувениры Маленькая страна для больших открытий Иорданское Хашимитское Королевство Белое солнце в розовой пустыне Иордании Омолодить разум, тело и душу Лечение псориаза в Иордании Лечение в Иордании |
Почти все иорданцы являются этническими арабами. Около 95% иорданцев исповедуют ислам суннитского толка, а 5% являются христианами, в основном приверженцами Греко-православной и Римско-католической церквей. К этническим меньшинствам относятся черкесы, чеченцы и армяне. Черкесы, придерживающиеся ислама, впервые прибыли в Иорданию с Кавказа во время русско-турецкой войны 1877–1878 и основали поселение в Аммане, который в 1920-х годах стал столицей страны. Численность черкесов составляет всего ок. 25 тыс. человек, но их влияние на правительство и военные круги значительно превосходит их представительство в составе населения страны. Чеченцы, переселившиеся в Иорданию с Кавказа в начале 20 в., насчитывают всего ок. 2000 человек. Община бехаистов, переселившаяся приблизительно в то же время, проживает в селении Абасийя на р.Ярмук. Армяне эмигрировали в Иорданию из Турции и поселились в городах. Наиболее заметны различия, не связанные с этнической или религиозной принадлежностью, между жителями Восточного берега р.Иордан, поселившимися здесь до 1948, и иорданцами палестинского происхождения. Все иорданцы говорят на арабском языке. Чеченцы, черкесы и армяне сохранили свои родные языки. Быстрый экономический рост и социальные изменения, происшедшие за последние десятилетия, привели к значительной дифференциации в образе жизни иорданцев и уровне их благосостояния. Пастухи по-прежнему сезонно кочуют со своими стадами с востока на запад, но все больше предпочитают использовать для этого транспортные средства. В некоторых селениях в районе Ирбида и горах Аджлуна крестьяне продолжают использовать деревянные плуги, в которые запрягают мулов, и трудоемкую технологию обработки террасированных полей; сбор урожая часто осуществляется с помощью серпов, а обмолот проводится на токах. Тем не менее большая часть сельскохозяйственного труда механизирована. В районах, имеющих соответствующие природные условия, используются тракторы и уборочные комбайны. Население Восточного берега р.Иордан в 1946 составляло ок. 434 тыс. человек, по переписи 1979 – 2,1 млн. человек, по оценке 1996 – 4,3 млн. человек. 90% жителей проживает на северо-западе страны, в районе, ограниченном линией Мадаба – Эль-Мафрак. С 1980-х годов прирост населения составляет 45 и более человек на 1000. При этом смертность резко сократилась особенно среди молодежи. Детская смертность упала со 160 на 1000 новорожденных (16%) в начале 1950-х годов, до 30 на 1000 новорожденных (3%) в 1996. Из-за высокого прироста население страны очень молодо: 50% населения моложе 16 лет. После 1948 на Восточном берегу р.Иордан осело ок. 100 тыс. палестинцев, бежавших от бедствий арабо-израильской войны. Еще 310 тыс. человек переправились через Иордан после захвата Израилем Западного берега во время войны 1967. В 1980-х годах в Иорданию ежегодно прибывало приблизительно по 20 тыс. человек, большинство проезжали здесь транзитом, стремясь найти работу в странах Персидского залива. В 1990–1991 во время войны в Персидском заливе в Иорданию вернулось 300 тыс. иорданцев в основном палестинского происхождения, постоянно проживавших в Кувейте, что увеличило население страны на 8%. Социальные и экономические изменения ослабили традиционную систему внутрисемейной помощи, и государство взяло на себя часть ответственности за социальное обеспечение. Цены на основные продукты питания поддерживаются на низком уровне за счет государственных субсидий. Бесплатное образование в государственных школах получают около трех четвертей всех учащихся страны. Государственные учреждения разработали планы строительства дешевого жилья, а государственные инвестиции в здравоохранение позволили увеличить количество врачей на 1000 жителей с 0,8 в 1980 до 1,6 в 1990 и построить более 30 больниц. И хотя учреждения здравоохранения сосредоточены в городах, сельские жители получают все больший доступ к профессиональному здравоохранению. Для расширения и улучшения системы страхования иорданских рабочих и пенсионного обеспечения была создана Корпорация социальной безопасности. Важную роль в повседневной жизни страны играет ислам суннитского толка, который исповедует ок. 95% населения страны. Пять раз в день громкоговорители мечетей транслируют призыв к молитве. В мечетях открыты классы для религиозного обучения, проводятся собрания местного населения. По пятницам, во время дневной молитвы, мечети заполняются до отказа. Во время мусульманского поста прием пищи, питье и курение в общественных местах между восходом и закатом солнца преследуются по закону.
| |||||||||
|