Эквадор
Эквадор
Намибия
Намибия
Таиланд
Таиланд
Майотта
Майотта
Германия
Германия
Непал
Непал
Ирландия
Ирландия
Молдова
Молдова
Албания
Албания
Того
Того
Гваделупа
Гваделупа
Палау
Палау
Киргизия
Киргизия
Доминика
Доминика

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Япония:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


тест

Чизкейк по-японски

Юфуин - идеальное место для SPA-процедур

Город Сэки

Город Гифу - «сердце» Японии

Национальный парк - Фудзи-Хаконэ-Идзу

Потухший вулкан Хаконэ

Духовные основы отражения природы в японском искусстве

Бонсэки – ландшафт в миниатюре

Икебана – искусство аранжировки цветов

Хентай - жанр аниме

Японский город Сирахама

Парк Ёро

Библиотеки и музеи Японии

Ибусуки - японские Гавайи


Япония - Японский сад деревьев

Японский сад деревьев

  

Подраздел: Cтатьи об Японии | Япония
Страницы: 1234

Прежде, чем обратиться к рассмотрению конкретных типов садов, следует обратить внимание на общие для них всех типологические особенности.

Японский сад – дитя природыЯпонский сад – это, прежде всего, дитя природы. Художник только помогает ему появиться на свет. В природе есть уже всё – и красота, и духовность, нужно только суметь выявить их. Перефразируя прекрасные строки Мандельштама, о японском саде можно сказать: «Он также беден, как природа, и также пуст, как небеса».

Именно эта бедность, в смысле отсутствия чего бы то ни было лишнего, свойственна садам Японии. Процесс рождения замысла сада подобен процессу создания сумиэ («картина тушью»), при котором художник является лишь проводником, своего рода медиумом, способным в момент озарения перенести дух изображаемого на лист бумаги. Сам процесс нанесения туши на бумагу происходит почти мгновенно. Художник не задумывается о технике нанесения штрихов, делая это автоматически, ибо его рукой водит вдохновение.

Как в живописи, так и в садовом искусстве существуют достаточно строгие каноны создания произведения, но, как ни странно, они не сковывают художника, а наоборот, освобождают его от необходимости задумываться о технических деталях, проверенных временем, и даёт возможность полностью отдаться выявлению сути.

Это похоже на колодец: он ограничен со всех сторон, но именно это позволяет заглянуть вглубь. Канон можно сравнить также со стихотворным размером: являясь своего рода ограничением, он позволяет выразить в поэзии то, что невозможно выразить в прозе. Этот момент доведён до предела в хокку. Эти миниатюрные стихи, всего в три строчки, регламентированные даже по количеству слогов, порой поражают своей глубиной.

Ещё одной общей чертой японских садов, в которых присутствуют растения, является следование временам года. О растениях, которыми принято любоваться весной и осенью, можно составить представление по приведённому в статье «Японские сады. Этапы перемен» отрывку из «Гэндзи моногатари». Летом же на передний план выступают фактура листвы, её форма и оттенки.

В любом случае, японским садам присуща атмосфера спокойствия, чистота форм, тонкость и совершенство деталей.

При проектировании сада, прежде всего, выбирается его «главный герой». В зависимости от выбора создаётся сад деревьев, сухой сад, называемый также садом камней, сад воды, чайный сад, сад цубо, появившийся в позднем средневековье с развитием больших городов.

Сад деревьев

В чувствах японцев, любящих зелень деревьев, может быть, присутствует некая тоска по жизни среди лесов, бывших самой первой средой их обитания. Поражаясь жизненной энергии растительности, отзываясь душой на круговорот её возрождений, японец любит не только миниатюры лаконичных пейзажей, но и сады деревьев. Сад деревьев растёт вместе со своим хозяином, отзываясь на все состояния его души. Этот сад, пожалуй, наиболее близок к естественным природным пейзажам и лучше всего позволяет отдохнуть от городской суеты. В Японии преобладают деревья с плотной, гладкой, блестящей листвой, среди которых имеется много вечнозелёных видов. Однако в садах чаще используются смешанные посадки вечнозелёных и листопадных деревьев, позволяющие весной наблюдать за распускающимися почками, летом спасаться от палящей жары, осенью следить за нюансами жёлтых и красных тонов, а зимой любоваться графической красотой оголённых ветвей.

Сад, в котором произведена подстрижка кустарников, выявляет красоту сформированных объёмов. Иногда думается, не противоестественны ли подобные сады, но на самом деле они выглядят как некий обобщённый пейзаж, наблюдаемый издали. Формирование объёмов с помощью стрижки густых кустарников, таких, как самшит, мелколистные сорта рододендронов, кизильники, бирючины позволяет не только абстрагировать естественный облик дальних гор и лесов, но и подчеркнуть красоту плотно растущих маленьких листьев этих растений. Более сложная задача – формирование деревьев. Это особое искусство, требующее специальной подготовки.

Формирование растений производится не только для придания им обобщённых, сглаженных очертаний, присущих дальним видам, но и для подчёркивания специфики сада. Например, если сад изображает скалистое морское побережье, то в нём будет хорошо смотреться наклонённая сосна со стволом, искривлённым постоянно дующими морскими ветрами. Кроме того, формовка и обрезка позволяют замедлить рост растений и контролировать их размер в соответствии с размерами самого сада.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Японии также читали:

  Якитори

  Замок Мацумото - Вороний замок

  Национальный парк - Фудзи-Хаконэ-Идзу

  Волшебный горшочек набэмоно

  Почему Япония?

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU