Катар
Катар
Ливия
Ливия
Япония
Япония
Реюньон
Реюньон
Андорра
Андорра
Науру
Науру
Макао
Макао
Мозамбик
Мозамбик
Исландия
Исландия
Албания
Албания
Бруней
Бруней
Лесото
Лесото
Пакистан
Пакистан
Йемен
Йемен

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Япония:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


тест

Чизкейк по-японски

Юфуин - идеальное место для SPA-процедур

Город Сэки

Город Гифу - «сердце» Японии

Национальный парк - Фудзи-Хаконэ-Идзу

Потухший вулкан Хаконэ

Духовные основы отражения природы в японском искусстве

Бонсэки – ландшафт в миниатюре

Икебана – искусство аранжировки цветов

Хентай - жанр аниме

Японский город Сирахама

Парк Ёро

Библиотеки и музеи Японии

Ибусуки - японские Гавайи


Япония - Становление японской эстетики. Влияние Китая

Становление японской эстетики. Влияние Китая

  

Подраздел: Cтатьи об Японии | Япония
Страницы: 123

Становление японской эстетикиНа протяжении всей своей истории Япония заимствовала культурные достижения Китая.

Этому способствовали как территориальная близость, так и древность китайской культуры.

Этническая общность существовала на территории Китая уже в 7 – 6 вв. до н.э., в то время как первое объединение японских племён появилось на исторической арене только во 2 в.н.э. Культура народа, населявшего землю Китая, насчитывала к тому времени 900 лет.

Постоянному проникновению китайской культуры не помешала даже выявившаяся впоследствии кардинальная разница в национальных характерах китайцев и японцев. Эта разница повлияла и на различие культур – китайской, ставившей в вершину угла человека – созидателя, преобразователя, и японской природоподражательной культуры.

Последней свойственно скорее стремление обнаружить и выявить, чем создать что-то новое. Эта разница заметна во всём: китайцы красят и декорируют постройки, демонстрируя при этом свой личный эстетический вкус, японцы оставляют материал совсем или почти совсем не обработанным, выявляя его естественные достоинства.

Китайцы приготовляют такие блюда, что порой невозможно угадать, из чего они сделаны, показывая тем самым мастерство повара, искусство же японской кухни заключается в том, чтобы вкусно и красиво приготовить как можно менее обработанный продукт, и таких примеров можно привести много. Однако на первых этапах контакта эта разница не была ощутима.

Без большого преувеличения можно сказать, что племена, населявшие территорию Китая в древности, заложили краеугольный камень японской культуры. Японский этнос складывался сложно. Его формировали пришельцы из Сибири, Индонезии, Индокитая и даже негроиды, но в середине 1-го тыс. до н.э. на японские острова мигрировали племена, жившие к югу от Янцзы. Они принесли с собой рисоводство, ставшее основой земледелия в Японии, и развитую космогоническую мифологию.

Позднее в Японию проникли и три основные учения Востока: конфуцианство, даосизм и буддизм. Последние два сыграли огромную роль в формировании всех видов японского искусства, в том числе и искусства садов.

Однако есть и третья сила, сыгравшая немалую роль в становлении японской эстетики. Это философия великой «Книги перемен», «И цзин», написанной в 8 – 7 вв. до н.э. и дошедшей до наших дней. Первый иероглиф «И», входящий в название книги, изначально представлял собой стилизованное изображение хамелеона, постоянно меняющего свою окраску, поэтому он означает перемену, неустойчивость. В то же время, этот иероглиф связан с понятием непринуждённости, спонтанности.

Отсюда берёт своё начало эстетический принцип естественности, лёгкости творческого процесса, следующего природному ходу вещей, столь созвучный японскому мировосприятию. Согласно этому принципу, творчество является прерогативой Неба, художник же, в широком понимании этого слова, способен ощутить и передать Его волю. Отсюда – творческий метод: не создавать, а выявлять, не искажая природы вещей субъективными напластованиями. Для этого метода существует своё название – «дзинэн», что означает спонтанность, следование естественности

Сдержанность и лаконизм японского искусстваКлассическое китайское или японское произведение искусства, будь то сад, картина или цветочная композиция, насквозь проникнуты цифровой символикой «Книги перемен». Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что прежде всего эта символика связана с чётом – Ян и нечётом – Инь. Без знания цифровой символики трудно постичь философский смысл китайского или японского произведения искусства, но есть число, без осознания глубинного смысла которого тут вообще шагу ступить нельзя. Это число – единица, символизирующая Единое.

Согласно «И цзин», мир является динамичной, находящейся в вечном изменении системой. Эти изменения обусловлены беспрерывным взаимодействием и взаимо-превращением двух начал – Инь и Ян, которые выражают дуальность множественного мира парами противоположностей: небо и земля, свет и тьма, положительное и отрицательное, покой и движение, добро и зло и т. д. Одно невозможно без другого. И добра не существовало бы в мире, если бы не было зла.

Более того, всё относительно, всё течёт и меняется. То, что вчера было злом, Инь, сегодня стало добром, Ян. Ян порождает Инь, а Инь порождает Ян. Они действуют друг в друге и переходят друг в друга: в Ян существует зародыш Инь, потенция стать Инь, и наоборот.

 Страницы: 123

С этой статьей об Японии также читали:

  Онсен

  Сад камней

  Киото - древняя столица Японии

  Фурошики - японские узелки

  Ябусамэ – японская конная стрельба из лука

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU