Мартиника
Мартиника
Колумбия
Колумбия
Майотта
Майотта
Беларусь
Беларусь
Латвия
Латвия
Сербия
Сербия
Оман
Оман
Гондурас
Гондурас
Перу
Перу
Гватемала
Гватемала
Барбадос
Барбадос
Молдова
Молдова
Мьянма
Мьянма
Кипр
Кипр

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Япония:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


тест

Чизкейк по-японски

Юфуин - идеальное место для SPA-процедур

Город Сэки

Город Гифу - «сердце» Японии

Национальный парк - Фудзи-Хаконэ-Идзу

Потухший вулкан Хаконэ

Духовные основы отражения природы в японском искусстве

Бонсэки – ландшафт в миниатюре

Икебана – искусство аранжировки цветов

Хентай - жанр аниме

Японский город Сирахама

Парк Ёро

Библиотеки и музеи Японии

Ибусуки - японские Гавайи


Япония - Природа и буддизм – близнецы - братья?

Природа и буддизм – близнецы - братья?

  

Подраздел: Cтатьи об Японии | Япония
Страницы: 123

На этот парафраз небезызвестной строки Маяковского можно ответить скорее нет, чем да.

буддизм попал в ЯпониюТочнее говоря, ни о каком братстве здесь не могло идти и речи, пока буддизм не попал в Японию, где быстро акклиматизировался, претерпев при этом удивительные метаморфозы. Дело в том, что отношение к природе ортодоксального буддизма было куда более прохладным, чем даосизма, а тем более, синтоизма.

Буддисты были просто равнодушны к ней. Ведь природа – это только один из элементов мира страданий, от которого следует избавиться.

Привязанность к природе так же пагубна, как и привязанность к другим проявлениям земной жизни, как привязанность к жизни вообще. Японцы же сумели привнести в буддизм своё трепетное отношение к природе.

Надо сказать, что к трансформации буддизма приложили руку уже в Китае, где Будда стал ассоциироваться с Дао, разлитом в природе. Однако и в таком смягчённом виде буддизм оставался слишком суровым учением для жизнелюбивых японцев.

Поэтому, скажем, отказ от желаний, являвшийся непременным условием просветления, в японском буддизме превратился в отказ только от невыполнимых желаний, которые не причиняют ничего, кроме бессмысленного беспокойства.

Своеобразную окраску, отвечающую духу Японии, получило и другое основополагающее учение буддизма – учение о мгновенности и иллюзорности бытия. Непостоянство всего земного воспринималось японцами в образах вечно меняющейся природы. Звон цикад, быстро опадающие цветы сакуры, сухие листья, сорванные осенним ветром – всё напоминало о быстротечности человеческой жизни. Наиболее полное отражение эта тема нашла в поэзии.

О том, насколько органично и всерьёз воспринимали японцы своё однобытиё с природой, принадлежность к ей, говорит традиция написания предсмертных стихов. Что делает человек на смертном одре, в пограничной ситуации между жизнью и смертью? Японский поэт слагает стихи. Это поражает само по себе. Не менее поражает и то, что смерть свою он воспринимает в образах природы. Примером тому может служить предсмертный стих прекрасного японского поэта Рэнсэцу:

Вот листок упал,
Вот другой летит листок
В вихре ледяном…


Или стихотворение неизвестного автора, сложенное им перед казнью:

Я сейчас дослушаю
В мире мёртвых до конца
Песнь твою, кукушка.


Потрясает неизбывной тоской стих Тиё, сложенный ею на смерть маленького сына:

О, мой ловец стрекоз!
Куда в неведомой стране
Ты нынче забежал?

В этих стихах, при всей силе чувства, нет протеста живого перед смертью. В них - примирение с общим уделом. Это тоже плод учения о бренности бытия.

В стихотворении Мурасаки Сикибу об этом говориться прямо:

Этот мир –
Почему должны мы жалеть о нём?
Ведь, в сущности, это –
Горная вишня
В пору любования цветами.


одного из ответвлений японского буддизма – ТэндайВ учении одного из ответвлений японского буддизма – Тэндай, придерживавшегося идеи буддизма махаяны о тождестве сансары и нирваны, был выдвинут тезис о том, что Буддой может стать не только человек, но и животные, растения, горы, реки, включённые в цепь перерождений – всё сущее, поскольку в любой частице бытия присутствует «Истина Будды».

В результате буддистская секта превратилась на японской почве в учение о божественной сущности природы. Тэндай до последнего времени остаётся одной из крупнейших сект буддизма в Японии. Она насчитывает около 3 млн. последователей и 20 тыс. монахов, владея примерно 4300-ми храмами.

В основе другой буддистской секты – Сингон лежало поклонение будде Вайрочана (яп. Русяна). Почитание Вайрочаны возникло ещё в Китае, где он считался управителем Вселенной, воплощением космического света, озаряющего путь к спасению.

В Японии Русяна стал отождествляться с богиней солнца Аматэрасу, верховной покровительницей Страны Восходящего солнца. Он получил имя Дайнити-нёрай – «Будда Великого солнца». Это яркий пример слияния буддистского культа с синтоистским, то есть с культом природы. Сингон, как и Тэндай, находилась в самой тесной связи с синто. В 9 – 10 вв. среди приверженцев обеих школ появились монахи-отшельники ямабуси, «спящие в горах». Они посещали священные горы синтоизма с целью почитания божеств этих гор как защитников буддизма.

 Страницы: 123

С этой статьей об Японии также читали:

  «Дзото» - подарки по-японски

  Японская баня - офуро

  Времена года и гармония на японском столе

  Сады прогулок

  Музей Сумо

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU