Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 г. поездку по Японии.
Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров японских единоборств, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень многим казались ненужным хламом.
Вторую попытку предпринял окинавский врач Титосэ Цуёси (1889—1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 г. он основал свой собственный стиль Тито-рю. Но в годы Первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.
Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 г. с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото.
Подлинное распространение каратэ в Японии началось только в 1921 г., когда в Осака прибыл окинавский мастер Мотобу Тёки. Как утверждает «отец европейского каратэ» Анри Пле, «без него (Мотобу) каратэ никогда не получило бы признания в Японии, где наставники боевых искусств относились к окинавскому «тотэ» с глубоким пренебрежением. Учитель Фунакоси, который не являлся бойцом, полностью провалился со своей миссией в 1917 году. Заключение японских экспертов было тогда единодушным: «каратэ, или окинава-тэ не боевое искусство (дзюцу), а разновидность фольклорного танца».
Деятельность Мотобу Тёки
Мастер Мотобу Тёки (1871—1944) стал первым окинавцем, доказавшим японцам в многочисленных поединках с мастерами дзю-дзюцу, что «тэ» Окинавы может спорить с ними на равных. Пресса рассказала об его подвигах всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей.
Наделенный большой физической силой и очень агрессивный, Мотобу являлся одним из самых известных бойцов Окинавы. Его стиль отличался естественными позициями, высокими стойками, вольной интерпретацией понятия «хикитэ» и стремлением драться на ближней дистанции. Он также подчеркивал важность защиты и атаки центральной линии тела. Жесткие яростные атаки сочетались у Мотобу с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки противникам. А за свои непредсказуемые движения Тёки получил прозвище «обезьяна».
Что касается практики «кумитэ», то стиль Мотобу Тёки был жестко контактным и ставил своей целью нокаут. Отсюда его прозвище «тэйдзикун» (в приблизительном переводе с окинавского «убивающий кулак»). Одним из любимых приемов Мотобу был «кэйкокэн-ути», посредством которого он ломал любую макивару.
Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года в Бутокукай. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.
К 1925 г. репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». В 1927 г. он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия.
Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо.
Когда Мотобу в 1936 г.