Фестиваль «Душа Японии» еще раз подтвердит
Мы принимаем как должное, что японец Сейдзи Озава дирижирует лучшими европейскими и американскими оркестрами. Но можно ли представить себе русского (или французского) ударника, бьющего в японский ритуальный барабан? Или европейского гобоиста, солирующего в императорском оркестре гагаку?
Ударника или гобоиста — пожалуй, еще нет. А вот классы бамбуковой флейты сякухати открываются теперь во многих западных консерваториях. Правда, пока еще больше в американских, чем в европейских.
Нашей аудитории имена японских композиторов, увы, ничего не говорят, и самым «японским» композитором из российских остается… китаец Виктор Цзо (Цзо Чжень Гуань), выросший и получивший образование еще в СССР. Токийский профессор Казуси Исида даже включил его имя в энциклопедию композиторов Азии, вышедшую недавно в Токио.
Между прочим, именно профессор Исида был покровителем фестиваля японской музыки «Душа Японии», который проходит в Москве. Началось с того, что в Московской консерватории открылся класс японской традиционной музыки. Причем одним из педагогов стал глава московского представительства авиакомпании JAL Кохэй Симидзу. У него учились и основатели ансамбля японских традиционных инструментов Wa-On — уникального коллектива, который исполняет как традиционную, так и современную музыку, а также собственные вариации на японские темы.
А вообще, как и всегда, «Душа Японии» будет открыта москвичам с начала концертного сезона до Нового года. Сэнсэй Симидзу даст уроки игры на флейте сякухати; на официальном открытии, хедлайнеры фестиваля Дзюнсукэ Третий и Фуками Сатоми исполнят шедевры японской классической музыки XVII-XIX веков, а на следующий день сыграют в стиле хогаку и прокомментируют свое выступление.
Дмитрий Ухов