История японской скульптуры средневековья тесно связана с буддизмом. Ваятели изображали Будду и божеств буддийского пантеона строго в соответствии с канонами, регламентировавшими позу, выражение лица, прическу, головной убор. Работа в таких условиях способствовала совершенствованию техники, но лишала возможности творческого поиска. Но уже в 7 в. японские ваятели создавали не просто копии завезенных из Китая и Кореи работ, а произведения подлинно национального искусства. Расцвет буддийской скульптуры приходится на 8-13 века.
В Нара, Киото и Камакура создавались монументальные изображения (Будда Амида в Камакура, Большой Будда в Нара и т.п.). В тот же период было создано немало портретов священников, отличавшихся близким к реалистичному решением образа. Светская портретная классика получила большое развитие в 13 в. Работы Ункэя (12-13 в.), его сына Танкэя, их учеников отличаются стремлением изобразить человеческое тело в движении. Работы Танкэя и его учеников, установленные в заднем коридоре Сандзюсангэндо (三十三間堂) в Киото, резко контрастируют с находящимися в том же храме 1001 изображением Каннон, выполненными теми же мастерами в традиционной манере.
В 14 в. начинается упадок буддийской скульптуры, а о 17 в. принято говорить как о периоде деградации – искусство уступает место добросовестному ремесленничеству. Но тот же период деградации ортодоксальной скульптуры – 17-18 вв.- для народной скульптуры был периодом ее расцвета. Объясняется это тем, что, появившись как религия правящего класса, буддизм только к этому времени глубоко проник в среду простого народа, смешался с местными верованиями, вплелся в повседневную жизнь. Повсюду возникли небольшие храмы, придорожные часовенки, в жилищах появились домашние алтари. Изображения для них создавали народные мастера-самоучки.
Реалист или предтеча современного экспрессионизма, полуграмотный монах из крестьян или высокой учености реформатор буддизма, утонченный поэт или любитель, чьи стихи не имеют художественной ценности? Множество специалистов и любителей, японцев и иностранцев, с энтузиазмом ищут, изучают, интерпретируют работы Энку и пропагандируют его творчество.
Всемирная известность пришла к Энку спустя два с половиной столетия после его смерти – после Второй Мировой войны. До того о нем знали лишь немногие любители народного творчества. В 1957 г. они организовали первые 2 выставки работ Энку: в Гифу и Такаяма. Эти выставки возбудили широкие слои специалистов, усилиями которых в конце 1960 – начале 1961 гг. была проведена первая большая выставка в Камакура.
Одним из организаторов ее был Цутия Цунэёси (土屋常義 1897-1977), он написал первую монографию «Скульптура Энку». Выставка произвела фурор, об Энку писали, говорили, снимали все, об Энку узнал каждый японец. С этого времени начались активные поиски работ Энку, которые продолжаются и сейчас.
Большинство фигурок обнаружено в префектурах Гифу, Аити, Сайтама, Нагано и на Хоккайдо. Их находят также в Акита, Аомори, Ниигата, Тояма, Гумма, Тотиги, Канагава, Сидзуока, Сига, Миэ, Киото, Нара. Это огромная территория от Хоккайдо на севере до района Кансая на юго-западе, почти пол-Японии. Их находили в городах и деревнях, в больших храмах и в придорожных часовнях.
Такой пример: в 1963 г. в Цусима, в центре города, на торговой улице, в маленькой давно не открывавшейся часовенке были обнаружены расставленные на ступеньках в дзуси 1020 сэнтай буцу – миниатюрных изображений будд, каждое высотой 3,5 – 4 см.
Вначале поиски велись бессистемно, о новых находках специалистов извещали крестьяне и сельские священники. Обнаружение в храме Кога дзиндзя (古賀神社)в Мино стихов Энку (вака), в которых упоминается о местах, по которым он странствовал, позволило вести поиски целенаправленно. Сейчас найдено уже более 7 000 работ, от 3,5-метровых Нио в воротах Каннондзи до 3,5 -сантиметровых сэнтай буцу.
Умер скульптор Энку в 1695 г. (есть его предсмертное письмо от 13 июля 1695 г.), родился, по вычислениям исследователей, в 1628 г. Первое жизнеописание Энку появилось спустя почти 100 лет после его смерти, как и последующие, оно весьма приблизительно, основано на легендах и преданиях, где правда смешана с вымыслом. Потому восстановление его жизненного пути было проведено, в основном, «по косвенным уликам».
В г. Хасима (Гифу) рядом с часовней Каннондо установлен мемориальный знак, гласящий, что именно здесь родился Энку. В его время местность вокруг Каннондо называлась Такэгахана и входила в провинцию Мино. В памяти местных крестьян, вероятно, еще свежи были воспоминания о битве близ недалекой Сэкигахара, в которой полководец Токугава Иэясу одержал решительную победу, сделавшую его единоличным правителем Японии.