|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Япония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи тест Чизкейк по-японски Юфуин - идеальное место для SPA-процедур Город Сэки Город Гифу - «сердце» Японии Национальный парк - Фудзи-Хаконэ-Идзу Потухший вулкан Хаконэ Духовные основы отражения природы в японском искусстве Бонсэки – ландшафт в миниатюре Икебана – искусство аранжировки цветов Хентай - жанр аниме Японский город Сирахама Парк Ёро Библиотеки и музеи Японии Ибусуки - японские Гавайи |
Искусство расстановки цветов в вазах икебана(букв.:цветы, которые живут) восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. В современной Японии искусство икэбаны является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и необременительное занятие для досуга, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, освоения священного ритуального действа, приобретаемого в результате длительного кропотливого обучения, ибо для японцев икэбана остается не только значимым элементом национальной культурной традиции, но также и совершенной моделью мироздания. История искусства икебаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (букв.: «поставленные цветы»). Чаще всего композиция состояла из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. С развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристократического сословия. При императорском дворе стали популярными особые состязания по составлению букетов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэнобо Сэнъэй. Произведения школы Икэнобо отличались особенной красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVI столетии с распространением чайных церемоний сформировался специальный вид икебаны для украшения ниши-«токонома» в чайном павильоне. Требования простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов — тябана («икэбана для чайной церемонии»). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю создал новый, более свободный стиль — нагэирэ («небрежно поставленные цветы»), хотя именно в кажущейся беспорядочности заключалась особая сложность и красота образов этого стиля. Одним из видов нагэирэ была так называемая цурибана, когда растения помещались в подвешенном сосуде в форме лодочки. Такие композиции подносили человеку, вступавшему в должность или оканчивающему учебу, т.к. они символизировали «выход в открытое житейское море». В XVII—XIX вв. искусство икэбаны получило широкое распространение, возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось отказаться от строгих правил стиля рикка в пользу нагэирэ, из которого выделился еще один новый стиль — сэйка, или сёка («живые цветы»). В конце XIX в. мастер Охара Усин создал стиль морибана, главное новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких низких сосудах. В композиции икэбаны присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Аранжировка этих компонентов осуществляется в соответствии со строгими правилами того или иного стиля. Стилистические особенности букета проявляются в выборе вазы и растений, в характере геометрической фигуры, которую образует композиция в целом, в пространственных отношениях между всеми элементами букета, например, в абрисе пустот между ветками и т.п. Однако икэбана — это вовсе не формальное соединение определенного набора компонентов, во всяком букете заключен глубинный смысл. Семантика букета может иметь философско-религиозное значение, букет может предстать как образ идеального мира, может быть воспринят как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок, может быть любовным или дружеским посланием и т.п. Важнейшей семантической категорией, нашедшей свое выражение в икебане, является время. Так, полностью распустившиеся цветы, стручки и засохшие листья воплощают прошлое; едва начинающие распускаться цветы и свежие зеленые побеги символизируют настоящее; тогда как бутоны и набухшие почки олицетворяют будущее. Икебана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и в России.
Перепубликация с artclassic.edu.ru
Саларимен - «планктон японских офисов» | |||||||||
|