|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Италия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Милан - город с уникальной судьбой Древний римский город - Помпеи Озеро Гарда След божественной сандалии Пьемонт Вина Вкус Сардинии Моя Италия Сардинские Мадонны, короли и рабы Вверху - Лигурийские Альпы, внизу - Лигурийское море Записки влюбленной в Италию В лучших итальянских традициях Дорога Млечная, недорого! Десять заповедей настоящего мафиози 9 правил путешествия по Италии |
Может быть, не все знают, что в Риме сохранились важнейшие настенные мозаики, которые сегодня рассказывают античные истории и иллюстрируют сложные концепции богословия, порой трудно объяснимые. Эти очаровательные картины, сделанные почти исключительно из стекол широкой гаммы цветов и оттенков, наложенных на слой мальты (строительный раствор), выполнены в культовых зданиях, некоторые из которых можно посетить, следуя этим маршрутом. На улице Via Urbana находится Церковь ди Санта Пуденциана, античное здание термы II в., переделанное в церковь и украшенное в конце IV в. В глубине нефа можно увидеть мозаику в абсиде, выполненную, возможно, в период понтификата папы Иннокентия I (401 – 417 гг.). Это самая древняя абсидальная мозаика, дошедшая до нас в христианской церкви, фундаментальное свидетельство искусства первых веков, поскольку мозаики, украшавшие раннехристианские церкви Сан Джованни ин Латерано и Сан Пьетро, утеряны. Мозаики Санта Пуденцианы представляют Христа, сидящего на троне среди апостолов и двух женских фигур, которых обычно истолковывают как Церковь Иудеев и Церковь Язычников. На фоне видна площадка: это большой двор в Иерусалиме, в котором стоит гора Голгофа, видимая за спиной Христа и увенчанная крестом, украшенным драгоценностями. Чтобы выполнить один квадратный метр мозаики требовалось примерно десять тысяч кусочков цветного стекла, уложенных вручную, с помощью большого пальца руки. Можно предположить поэтому, что для выполнения одной мозаики больших размеров потребовалась бы целая мастерская кустарей, специализированных в этом искусстве, а в Риме таких мастерских должно быть много, учитывая возрастающую потребность в них. От Церкви Санта Пуденциана легко дойти до Базилики Санта Мария Маджоре, вход в которую со стороны одноименной площади. Здание ее было построено в 432 – 440 гг. папой Сикстом III, который посвятил ее Мадонне. Базилика Санта Мария Маджоре это первая базилика в Риме, построенная не императором, а папой, который еще и великолепно украсил ее. Триумфальна арка и центральный неф хранят еще мозаики времен Сикста III. Эти мозаики представляют необычную тему детства Иисуса и сцены Ветхого Завета. Впервые мозаичное покрытие образно рассказывает о священной истории: от предков Христа в квадратах над колоннами до жизни Иисуса, изображенной на триумфальной арке. Показанные на мозаиках события легко читаются снизу, поскольку они выполнены с соблюдением принципа функциональности колоризма раннехристианских мозаик и в соответствии с практикой тональной интенсификации изображаемых объектов. Глядя внимательно на квадраты, можно заметить постепенные переходы оттенков и контрасты цветов неба, растительности, построек, лиц, одежды, оружий и других элементов, формирующих отдельные сцены. Ко временам Николо IV восходят мозаики в абсиде, которые выполнил Якопо Торрити в 1291 –1296 гг. Художник подписал мозаики на круглом своде внизу слева: IACOB (US) TORRITI PICTOR H (OC) OP (US) FEC (IT). В центре свода, вверху Иисус и Мария сидят на троне и Христос, коронуя мать, показывает верующим книгу со словами, объясняющими смысл мозаики: „Приди, моя любимая, и я воздвигну тебя на мой трон”. Модели, к которым Якопо Торрити обратился для изображения сцены коронации мадонны, заимствованы из Франции, о чем свидетельствуют аналогичные сцены на порталах Соборов Нотр-Дам в Париже, Страсбурге и Сенса. Типично римскими выглядят сценки, изображенные у ног центральной группы персонажей с ангелочками любви, которые плавают в водах реки Иордан! Можно закончить визит в Санта Мария Маджоре, поднявшись на Лоджию (за информацией обращаться в расположенное рядом с Баптистерием помещение, где продаются сувениры) или посмотрев мозаики на наружном фасаде церкви. Они выполнены Филиппо Рузути в конце XIII – начале XIV вв.; эпизоды, изображенные на нижней полосе, рассказывают о чуде – летнем снегопаде, связанным со строительством церкви. Легенда о летнем снегопаде. Рассказывают, что в ночь с 4 на 5 августа 358 г. Мадонна явилась во сне одновременно папе Либерию и богатому верующему Джованни и попросила посвятить ей базилику, которую они построят в Риме в том месте, где выпадет снег. На следующее утро Джованни пришел к понтифику, чтобы рассказать о явлении Мадонны, и они вместе пошли на холм Чиспио, где папа начертил на снегу периметр новой церкви. В базилике до сих пор каждого 5 августа вспоминают чудо летнего снегопада: на главный алтарь во время мессы падают лепестки белых роз и жасмина.
| |||||||||
|