Эфиопия
Эфиопия
Эритрея
Эритрея
Ангола
Ангола
Судан
Судан
Бразилия
Бразилия
Суринам
Суринам
Чехия
Чехия
Израиль
Израиль
Вануату
Вануату
Гамбия
Гамбия
Перу
Перу
Ниуэ
Ниуэ
Лаос
Лаос
Барбадос
Барбадос

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Иран:

О стране
Все статьи


Традиционные музыкальные инструменты

Южное (морское) побережье

Северное (внутреннее) побережье

Остров Кешм

Природные чудеса Ирана

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри

Провинция Исфаган

Провинция Семнан

Врачевание в Иране

Медицина и лечение в Иpане

Ирранские зарисовки

Кальян в Иране ушел в подполье

Что нужно знать туристу

Религиозная жизнь

Гостиницы в Иpане


Иран - Судебная система

Судебная система

  

Подраздел: Cтатьи об Иране | Иран
Страницы: 12

Судебная система ИранаВ результате кардинальной реорганизации судебной власти в 1922–1939 ее основой стали нормы светского права. Введение Гражданского (1927–1935), Процессуального кодекса по гражданским делам (1939) и Кодекса о наказаниях (1939), Закона о регистрации документов и имущества (1932) завершили секуляризацию права. После исламской революции в основу судебной системы были положены нормы ислама. В наибольшей степени они коснулись уголовного, семейного права и системы наказаний. Первоначально высшим органом судебной власти в ИРИ (до 1989) являлся Верховный судебный Совет, после 1989 – Глава судебной власти, назначаемый на 5 лет рахбаром. Глава судебной власти назначает председателя Верховного суда, определяет Генерального прокурора, предлагает президенту кандидатуру на пост министра юстиции. Верховный суд осуществляет общий контроль над системой судебной власти и деятельностью судов. Суды делятся на общие, включающие уголовные и гражданские суды, и специальные.

Общие суды в целом сохранили порядок, сложившийся в шахский период. К ним относятся высшие и низшие уголовные суды, высшие и низшие гражданские суды. Наибольшие изменения произошли в системе специальных судов, к которым отнесены семейные и бракоразводные дела, а также профессиональные суды. Специальный гражданский суд (разрешение семейных споров, разводы, опекунство, установление родства, наследство) является общественным, по своим полномочиям равный гражданскому и уголовному.

Особую активность приобрели суды по делам духовных лиц и исламские революционные суды. Исламские революционные суды (закон 1983) являются частью судебной системы ИРИ и подчиняются Главе судебной власти. Они разделяются на суды по политически (включая распространение наркотиков) и экономическим вопросам (спекуляция, хищение государственного имущества). В 1989 созданы новые революционные суды по делам коррупции, проституции, похищения детей, вооруженных нападений. Специальные суды для духовенства были созданы на основании фетвы Хомейни 1987, судья и прокурор этого суда подчиняются непосредственно рахбару, что фактически выводит этот суд за рамки общей судебной системы. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства. Министерство юстиции в судебной системе ИРИ отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и предоставление меджлису судебных законопроектов. В подчинении Министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.

В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.

Требования, предъявляемые к Руководителю

Судебная система в ИранеСамой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, каким критериям должен соответствовать преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен был быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции «руководителя» (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от Руководителя требуется лишь достаточный жизненный и политический опыт.

Должность Руководителя дается пожизненно. Его избирает Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. Все три уровня государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная контролируются Руководителем страны, которым с 1989 является аятолла Сайед Али Хаменеи.

В новой конституции отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. В состав исполнительной власти входят: глава правительства – президент, избирается на всеобщих выборах на четырехлетний срок (с 1997 – Сайед Мохаммед Хатами) и совет министров (назначается президентом с одобрения парламента). До настоящего времени власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и парламента.

 Страницы: 12

С этой статьей об Иране также читали:

  Внешняя политика

  Всемирное наследие ЮНЕСКО: Купол Султания

  Езда в незнаемое

  Иран экскурсионный

  Тегеранская провинция

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU