Финляндия
Финляндия
Пакистан
Пакистан
Свазиленд
Свазиленд
Катар
Катар
Никарагуа
Никарагуа
Эквадор
Эквадор
Индия
Индия
Дания
Дания
Бруней
Бруней
Румыния
Румыния
Гайана
Гайана
Судан
Судан
Греция
Греция
Ирландия
Ирландия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Иран:

О стране
Все статьи


Традиционные музыкальные инструменты

Южное (морское) побережье

Северное (внутреннее) побережье

Остров Кешм

Природные чудеса Ирана

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри

Провинция Исфаган

Провинция Семнан

Врачевание в Иране

Медицина и лечение в Иpане

Ирранские зарисовки

Кальян в Иране ушел в подполье

Что нужно знать туристу

Религиозная жизнь

Гостиницы в Иpане


Иран - Культурные ценности

Культурные ценности

  

Подраздел: Cтатьи об Иране | Иран
Страницы: 12

Шах-наме ФердоусиС конца 19 в. на культуру Ирана стало оказывать большое влияние западное искусство. После исламской революции каноны ислама стали в значительной степени определять форму и содержание культурного развития. Под запретом оказалось даже чтение Шах-наме Фердоуси, этого символа иранской культуры и истории. В первые годы после революции были запрещены театры, исполнение светской музыки, просмотр западных фильмов. В постепенно открывавшихся театрах основной репертуар составляли мистерии на религиозные, революционные и военные темы. В условиях исламского запрета на изображение людей в сложном положении оказалась живопись, однако потребность в распространении портретов исламских лидеров, шахидов привели к фактической отмене этого запрета.

В 90-е вновь стали возрождаться не только традиционные, но и современные виды искусства. Все большую популярность в Иране и за его пределами приобретает современная иранская живопись, главным образом, в форме миниатюры. Современные музыкальные группы. В архитектуре наибольшее внимание уделяется городской массовой застройке, в последние годы – индивидуальному городскому жилью. Из новых архитектурных объектов наиболее значительным стал комплексный мемориал имама Хомейни около Тегерана. Вклад в современное мировое искусство внесли иранские кинематографисты. Наиболее известным режиссером является Мохсен Махмальбаф, уделяющий основное внимание художественной трактовке социальных проблем.

Работы Аббаса Кияростами носят более камерный характер, наиболее интересны для него этико-философские проблемы. Его фильмы Где дом друга? (1987), Через оливы (1994), Вкус вишни, Золотая пальмовая ветвь в Каннах), принесли ему мировую известность. Мировую известность имеют неоднократно награжденные на международных кинофестивалях поэтичные фильмы Маджида Маджид (Дети небес, 1997; Отец, 1995; Цвет бога, 1999; Дождь, 2000), работы женщин-режиссеров – Ракшан Бани Этемад и Самиры Махмальбаф. Иранское кино отличается высоким чувством меры и вкуса, что поставило его в ряд с мировыми достижениями кинематографа.

 Аббас КияростамиОткрыты новые музеи, посвященные революции и ее лидерам, дом, где жил в Тегеране Хомейни, восстанавливается музейная работа в бывших шахских дворцах, расширяется сеть библиотек. Наиболее крупные – Центральная библиотека и Центр документов при Тегеранском университете, Национальная библиотека (несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления Каджаров), Две библиотеки меджлиса (парламентские архивы с 1906 по настоящее время), Библиотека Аятоллы Мараши. Крупные теологические библиотеки находятся в Кумском теологическом центре и Мешхеде (библиотека вакфа «Астане Кодс» содержит более 10 тыс. древних рукописей).

До революции кинозрелища были любимым досугом населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре. Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишни был награжден там же «Золотой Пальмовой Ветвью».

В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в последние годы.

Революция способствовала развитию новых направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг включает как западных, так и иранских авторов.

После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в живописи.

 Страницы: 12

С этой статьей об Иране также читали:

  До небес не дотянулись, а языки смешались

  Ирранские зарисовки

  Базар Тегерана

  Ох, уж эти иранцы!

  1001 правда про Иран

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU