|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гватемала: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Порядки и обычаи Гватемалы Гватемальская кухня Безопасность в Гватемале Литература Гватемалы Активный отдых в Гватемале Северо-восток Гватемалы Горный запад Гватемалы Север Гватемалы Традиционный промысел и занятия в Гватемале География Гватемалы Политика Гватемалы Вам интересна культура майя? Тогда вам в Гватемалу Республика Гватемала - государство майя в Центральной Америке Озеро Атитлан в Гватемале Церковь Санто-Томас |
Взаимопроникновение культурных влияний майя, Испании и других культур Европы и Северной Америки породило богатую и разнообразную культуру Гватемалы. Сплав культурного наследия разных цивилизаций находит отражение во всем – в современной живописи, скульптуре, музыке, танцах и литературе. Ремесленники Гватемалы продолжают использовать в своих изделиях древние индейские мотивы, рисунки, сочетания цветов. Развалины религиозных центров майя, таких, как Сакулеу, Тикаль, Уашактун и Пьедрас-Неграс, привлекают внимание археологов всего мира. Обширная коллекция предметов материальной культуры и искусства древних индейцев собрана в Национальном музее археологии и этнографии в г. Гватемала. Литература: В эпоху, предшествовавшую испанскому завоеванию, майя обладали богатой письменной литературой, которая была уничтожена испанцами почти полностью, за исключением немногих манускриптов. Насколько можно судить по сохранившимся иероглифическим надписям, частью еще не полностью дешифрованным, у майя была сложная мифология. Подобно христианской Библии, священная книга майя Пополь-Вух, записанная на языке киче латиницей (ок. 1554–58), рассказывает о возникновении мира, о происхождении добра и зла, излагает основные принципы морали. Многие мифы и легенды из Пополь-Вух органично входят в современную художественную литературу Гватемалы. На языке киче созданы также Анналы какгикелей (запись 17 в.) и драма-балет Рабиналь-Аги (запись 19 в.). Из произведений гватемальской литературы, созданных в 18 в., наиболее известна поэма иезуита Рафаэля Ландивара (1731–1793) Мексиканская сельская жизнь (1781), написанная на латыни. Из писателей 19 в. наиболее известен поэт-романтик Хосе Батрес Монтуфар (1809–1844), автор сборника Гватемальские традиции. Популярен автор исторических романов и очерков Хосе Милья-и-Видаурре (1822–1882). Эстетику испано-американского модернизма в национальной литературе развивали поэт и романист Максимо Сото Холл (1871–1944); эссеист, романист и автор коротких рассказов Энрике Гомес Каррильо (1873–1927); прозаик Рафаэль Аревало Мартинес (1884–1973); журналист и автор эссе Хосе Родригес Серна (1885–1952); поэт и прозаик Сесар Браньяс (1899–1976). К изображению индейского мира впервые обратился поэт и прозаик Флавио Эррера (1895–1968). В последние десятилетия 20 в. выдвинулось несколько поэтов-женщин, среди них Анхелина Акунья, Маргарита Каррера Молина, Ана Мария Родас и Кармен Матуте. В 1967 Мигель Анхель Астуриас (1899–1974) первым из латиноамериканских писателей получил Нобелевскую премию по литературе. Его романы обличают жестокость коррумпированных диктаторских режимов и вмешательство американских компаний в дела латиноамериканских стран. В своих рассказах и романах Астуриас пропагандирует культурное наследие индейцев и часто использует индейские мифы и легенды. Крупными современными писателями являются также Артуро Ариас и Франсиско Гольдман. Ригоберта Менчу была удостоена Нобелевской премии мира 1992. В книге Меня зовут Ригоберта Менчу (1983) яркими красками изображены страдания народа майя-киче. Это произведение стало символом возрождения литературы народа майя и вызвало многочисленные подражания. Архитектура и живопись. В доколумбову эпоху майя возводили пирамиды и большие каменные дворцы, которые они покрывали лепными украшениями и резьбой, мозаикой и росписью, изображающей королей, церемонии и мифологических персонажей. Испанцы принесли в Гватемалу архитектурные стили, распространенные в их собственной стране. В 17–18 вв. преобладал стиль барокко. Чтобы избежать последствий разрушительных землетрясений, от которых страдала Гватемала, колониальные архитекторы предпочитали строить широкие приземистые здания с низкими аркадами. К этому времени относится кафедральный собор в городе Гватемала и несколько церквей в колониальной столице страны – Антигуа. В колониальную эпоху было принято помещать живописные или скульптурные произведения на религиозные сюжеты в специальных украшенных нишах не только в церквях, но и в домах. В Колониальном музее Антигуа собрано множество таких картин, скульптур и деревянных фигур, а также искусных изделий из металла или кожи, некогда украшавших дома испанцев. В начале 20 в.
| |||||||||
|