|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гватемала: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Порядки и обычаи Гватемалы Гватемальская кухня Безопасность в Гватемале Литература Гватемалы Активный отдых в Гватемале Северо-восток Гватемалы Горный запад Гватемалы Север Гватемалы Традиционный промысел и занятия в Гватемале География Гватемалы Политика Гватемалы Вам интересна культура майя? Тогда вам в Гватемалу Республика Гватемала - государство майя в Центральной Америке Озеро Атитлан в Гватемале Церковь Санто-Томас |
Фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» возмутил коренных обитателей Гватемалы, представших в нем кровожадным народом. Сказать по чести, индейцев легко понять: в пику натурализму гринго, фильм смотрится на одном дыхании, как тоска зеленая, не спасает даже финальный «апокалипсический» эпизод прихода конкистадоров. И в каждом случае, христианам - кем числят себя и создатели киноленты! - не должно судить других, дабы и самим не попасть под суд. Грешна и мелка попытка оправдывать зло, представляя небесной карой. Будь ты топор - не умничай, а буде рука с топором, то и голова найдется ответ держать. С Голливуда известный спрос, что же до индейцев - вопрос запутанней и сложнее. Какими были они пять, десять веков назад, каковы теперь? Население Гватемалы довольно пестро. Чуть менее половины его составляют так называемые ладинос (ladinos) – испано-индейские метисы, а остальные – около 60-и процентов – индейцы, потомки таинственных древних майя. Индейские племена издавна жили на плодородных землях близ озера Петен-Ица и в тектонических котловинах, часто долинах рек. Ученые полагают, что первые поселенцы обосновались здесь во 2-м тысячелетии до н.э. и были то, как и в позднейшие времена, земледельцы, растившие в основном агаву и кукурузу. Культура народов мезоамериканского региона, по мнению археологов, имела три выраженных этапа: период, собственно, становления, классический и постклассический или период упадка - вплоть до прихода испанских завоевателей. К исходу первого, на рубеже нашей эры, майя уже построили первые в регионе города, добились значительных достижений в зодчестве, астрономии, развивали письменность. Во втором, вплоть до 9-го века н.э., возникают такие культурные комплексы, как Киригуа, Тикаль, Каминальгую, где возводились храмы на мощных фундаментах в виде башен или пирамидальных, украшенные рельефами и резьбой по камню. Здесь множатся и процветают ремесла – гончарное, ткацкое, камнерезное. Мотивы древних орнаментов с характерным чередованием красных, белых и черных цветов по сей день сохраняют традиционные для индейцев шали и пояса, вышивка женских кофт и мужских рубах, плетение из волокон агавы и роспись керамики. Из разрозненных, единичных источников майя (спасибо испанцам, ревностно истреблявшим следы язычества!) вытекает, что постклассический период предварялся в 968-987 годах н.э. (время «Четыре Ахав») мощным вторжением тольтеков из мексиканского Толлана, спустя полвека полностью захвативших Юкатан. Сверх естественной перемены власти, завоеватели принесли укрепление культа бога знаний и мудрости Кетцалькоатля («Пернатого Змея»), чьим воплощением почитался их предводитель Накшитль Топильцин Се-Акатль, в землях майя прозванный Кукульканом. Миролюбивое божество, Катцалькоатль наставлял уважительно относиться к труду, познавать природу и отвергал порядок человеческих жертвоприношений, приемля только бескровные жертвы. То есть, инсинуациям вопреки, понятие гуманизма жители Гватемалы постигли своим умом и задолго до прихода колонизаторов. Постклассическому периоду характерно смешение черт культур привнесенной и изначальной, что отражается упрощенной архитектурой храмов и пирамид, например, индейского города Закулеу, которые не украшены барельефами и скульптурами. Здесь нет стел в честь военных побед, но зато находится крупнейшая из известных площадок для пок-та-пок – священной игры в мяч. Увы, Топильцин, воплощенный Кетцалькоатль (он же Кукулькан у майя) нечаянно повредил своим почитателям, посулив, что однажды в год своего рождения («Первый Тростник») вновь вернется к ним из-за моря. А так как вождь – исключение для индейцев - был примечательно бледнолиц и носил бородку, то объявившихся в 1519-м (подходящем!) году испанцев вначале приняли за посланцев бога или богов, а когда прояснилась истина, стало слишком поздно. Правда, конкистадоров Педро де Альварадо в 1523 году гватемальский народ встречал отнюдь уже не с цветами, но шеститысячной армии предводителя киче Текун Умана было не суждено одолеть врага, обладавшего кавалерией и огнестрельным оружием. В затяжной войне 1523-1560 годов, погубившей целые племена, одержали верх пришельцы, образовавшие здесь генерал-капитанство под властью испанской короны.
Сокровища майя превратились в бумажки | |||||||||
|