|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гватемала: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Порядки и обычаи Гватемалы Гватемальская кухня Безопасность в Гватемале Литература Гватемалы Активный отдых в Гватемале Северо-восток Гватемалы Горный запад Гватемалы Север Гватемалы Традиционный промысел и занятия в Гватемале География Гватемалы Политика Гватемалы Вам интересна культура майя? Тогда вам в Гватемалу Республика Гватемала - государство майя в Центральной Америке Озеро Атитлан в Гватемале Церковь Санто-Томас |
Население Гватемалы говорит сегодня на 22 языках и почти на 100 диалектах. Помимо обязательного испанского индейцы свободно изъясняются на местных языках: киче, какчикель, маме, кекчи. Свои названия языки получили от названия народов, населяющих страну. О близости происхождения этих племен свидетельствуют родство их культур, сходство традиций и верований, уклад деревенской жизни. Дома во всех деревнях ставятся довольно плотно и беспорядочно. Возле дома обычно есть небольшой огород, где выращивают овощи и кукурузу. Основной же участок, который кормит семью, может находиться в нескольких часах ходьбы от дома. Индейцы выбирают главу своей общины. Это, конечно, не прежний вождь, касик, но тем не менее фигура ответственная и уважаемая всеми без исключения. Мужчины и женщины выбирают себе предводителей раздельно. Часто народными избранниками становятся муж и жена, которые считаются "мамой" и "папой" общины. Хотя по возрасту они не обязательно должны быть пожилыми. В "детях" у них могут ходить не только молодые люди, но и старики. К "отцу" и "матери" обращаются по самым разным вопросам, начиная от общественных и кончая сугубо личными. Так, молодые супруги, ожидающие прибавления в семействе, извещают выборных лиц о предстоящем рождении ребенка. Все вместе они решают, кто будет крестить дитя, какую профессию оно получит, кто из жителей общины станет наставником ребенка. "Мать" общины вместе с беременной женщиной совершают длительные прогулки, во время которых вслух называют местные растения и животных. Так ребенок, еще в материнской утробе, знакомится с окружающим миром. Будущей маме стараются потакать во всем, ибо считается, что если ей в чем-то откажут, то ребенок может родиться слабоумным. Практически все индейцы рождаются в своей деревне. Когда ребенок появляется в больнице - это, по мнению членов общины, неприлично. До родов женщина работает по хозяйству в том же ритме, что и всегда. Единственное послабление, которое делается для нее, - это регулярные ванны в горячей воде, настоянной на целебных травах. После родов женщина пребывает в изоляции восемь дней. На девятый начинаются визиты родственников. Считается, что чем больше было гостей, тем более важное место в общине будет занимать впоследствии новорожденный. Крестины устраивают на сороковой день после рождения. В конце крещения "отец" и "мать" общины говорят следующие слова: "Никто не сможет уничтожить наши обычаи, а наши дети, кем бы они ни стали, будут уважать и хранить наши тайны". Похожий на крещение обряд совершается над ребенком, когда ему исполняется десять лет. Именно в этом возрасте индейские детишки вступают в период взросления. К десяти годам они уже имеют определенный трудовой стаж и вносят свой вклад в семейный бюджет. Когда сыну или дочери исполняется 12 лет, родители дарят подростку домашнее животное, которое с этого момента считается личной собственностью ребенка и без его согласия не может быть забито или продано. Воспитанием малышей занимаются не только родители, но и члены общины. С младых ногтей детям внушают, что они должны делиться с окружающими всем, что имеют. На индейских детях нередко можно видеть скромные украшения - красные нитки или повязки. Красная нить символизирует связь ребенка с солнцем. Индейцы убеждены, что от его света дети получают жизненную силу. С момента рождения и до самой смерти индейца сопровождает его нагуаль - священный покровитель. По поверьям, судьба человека неразрывно связана с судьбой нагуаля, то есть животного или растения. Если нагуаль погибает, погибает и человек. Родители выбирают священного покровителя в зависимости от дня, в который родился ребенок. До достижения им определенного возраста мать и отец не сообщают ему о нагуале. Не принято посвящать в эту тайну и посторонних. Молодежь индейской деревни воспитывается в строгой морали, в соответствии с законами предков. Деревенские обычаи не поощряют свободных встреч между молодыми людьми. Однако, несмотря на патриархальный уклад, родители не могут выдать дочь замуж без ее согласия. С детства девушкам внушается мысль о том, что они не должны носить те наряды и украшения, которые носят девушки из города. А их поведение на улице не должно походить на поведение белой женщины. На сельских праздниках можно оценить великолепие гватемальского народного костюма.
| |||||||||
|