|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
Произведения художников поляков, живших и творивших в XIX в. и в первой четверти XX века представляют собой яркую страницу в культурном наследии Грузии. Фамилии некоторых из этих художников внесены во всемирный словарь художников изданный в Германии, а также в энциклопедические словари по изобразительному искусству. Среди художников поляков были известные педагоги, воспитавшие целую плеяду выдающихся грузинских художников. Ряд художников поляков вошёл в первый профессорско-преподавательский состав, открывшейся в 1922 году Тбилисский Государственной Академии художеств. Однако, работы этих художников в течение всего периода советской власти, за редким исключением, не выставлялись и представляют неизученную область. Сосланные царизмом или родившиеся на грузинской земле поляки-художники становились частью этой страны не только тематикой своего творчества, но всем внутренним настроем, органически срастались с новой родиной. Сегодня, когда в мире бушуют межнациональные страсти, этот пример органической слитости, когда оставаясь поляками, они в тоже самое время были грузинскими художниками, убеждает в такой возможности и служит положительным примером. Целью проекта является прежде всего, ознакомление широкой общественности с представленной темой. В Грузии проживали не только ссыльные поляки, были и такие, кто приехал в Грузию по своему желанию, привлеченный красотой природы, историческими и культурными ценностями, своеобразием быта и гостеприимством. Это были люди разных профессий, – юристы, врачи, инженеры, архитекторы, деятели науки, культуры и искусства. Вклад поляков в развитие грузинского искусства значителен, однако до настоящего времени не исследован. В периодике имеются только статьи об отдельных художниках. В архивах и запасниках различных музеев Тбилиси мне удалось разыскать работы забытых художников – поляков, открыть многие имена вновь после 80 летнего забвения. В результате была организована выставка «Польские художники в Грузии». Первая небольшая из запасников Государственного Музея Искусств Грузии в 1999г., а в 2001 году в Государственной Национальной Галерее Грузии прошла большая выставка «Поляки – художники Грузии». Работая над темой «Поляки – художники Грузии» мне удалось найти ранее совершенно неизвестные имена художников поляков, живших и работавших в Грузии – Адам Мендзыблоцки, Владислав Стаховски, Ян Паевски и др. Эти художники жили и творили до революции, 1917г.; принимали участие в выставках Кавказского Общества Поощрения Изящных искусств, на выставках Общества Взаимопомощи Кавказских художников, кстати основанном Яном Паевским. Многие из них преподавали в гимназиях и в школах. Генриетта Юстинская • Закончила Тбилисскую Государственную Академию Художеств. • Член Союза Художников Грузии. • Член Ассоциации Искусствоведов. • Кандидат искусствоведения. • Заслуженный художник Грузии. • Профессор Тбилисской Государственной Академии Художеств. Самобытная культура Грузии складывалась в течение многих веков. Издавна большую роль в её развитии оказывали связи с Востоком и Западом, проходившие через ее территорию. Скрещение этих путей придавало неповторимый колорит её культуре. Редкой красоты и разнообразия природа, исторические памятники, климат, быт и гостеприимство делали Грузию одной из самых часто посещаемых стран. В XIX веке после присоединения Грузии к Российской империи сюда устремляется поток путешественников, торговцев, литераторов, деятелей науки, искусства и многих других специальностей из России и из Европы. Связи Грузии и Польши существовали издавна, о чём свидетельствуют труды грузинского историка Вахушти Багратиони, 1 но в XIX веке они приобрели другой характер. Польша, разделённая между Австрией, Германией и Россией стремилась к независимости. Участие в борьбе с царским самодержавием особенно жестоко подавлялось в Российской империи. Польских повстанцев ссылали в Сибирь и на Кавказ, который называли „тёплой Сибирью”. На Кавказе шла война, происходило покорение горных народов Северного Кавказа. Сюда, часто в действующую армию направляли повстанцев из Польши. В XIX веке здесь проживало много поляков, только в самом Тифлисе более 5 тысяч.
Собор Богоматери в Кутаиси (Баграти) (XI век) | |||||||||
|