|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
Алексей Пашинский, геолог-альпинист, побывавший в Сванетии с группой таких же товарищей в начале 90-х годов так описал этот край: "Грузия велика и просторна, как сердце его народа! Сванэти (райский уголок в Грузии). Этот экзотический уголок Грузии - Верхняя и Нижняя Сванетия, состоит из двух районов -Местийского и Лентехского. Мать-река одного района - Ингури, второго - Цхенисцкали. Верхняя Сванетия более высокая и олимпийски величественная. Здесь и башен больше. Рассказывают, что группа молодых парней, спасаясь от рабства, ушла вверх по Ингури и обосновалась в солнечной обители - Саванэ. Что могло заставить людей поселиться здесь? Что, если не стремление к свободе и любовь к солнцу? Но нелегким и незавидным был удел жителей каменистой Сванетии... Много жертв требовала борьба со слепой стихией. Хлебороб не успевал посеять хлеб, а черная доля уже пожинала свой урожай. И в тяжкую думу погружался сван. Суровые условия жизни формировали характер горцев - делали их мужественными и выносливыми. Скудная земля не могла прокормить свана. С наступлением зимы начиналось хождение по мукам. Бесконечно долгие зимы свинцом сковывали сердца. Не было соли, пороха, одежды... Многие горцы находили безвременный конец в бешеных волнах Ингури или под снежными лавинами. Не один охотник, преследуя серн или туров, срывался в пропасть с отвесных скал. Не вернувшегося под отчий кров Мирангулу оплакивала безутешная мать. Оживала родимая природа, красочным ковром покрывались луга, великий живописец Солнце золотой кистью расцвечивал изумрудные окрестности, а в грустном Мачвиби стоял гроб ... Отважных охотников народ воспевал в песнях и балладах. Предание о богине охоты Дали и ее возлюбленном Беткиле передавалось из поколения в поколение. Песни и баллады - неписанная поэтическая летопись сванов, которая насчитывает четыре -пять тысячелетий. С классической силой и подкупающей простотой в них повествуется о битвах с врагами, воспевается любовь к свободе и верность любимой. Нелегко жилось свану, но не терял он присутствия духа. Из века в век звучала в Саванэ песня зари .,Рихо" и восторженный гимн солнцу „Лилэо": „О солнце белое, славим тебя! Ты надежда детей твоих! Мать света, не исчезай, останься! Принесем тебе в жертву тура и серну. Поведем впереди тебя хоровод и воздвигнем замок священный, чтоб подобного ему не было нигде. Ястребы и соколы чтоб кружили над ним, чтоб орел парил в зените, а туры паслись внизу... Жертвенного быка с золотыми рогами пригоним к алтарю твоему... О солнце великое! Восходишь на небо, как надежда наша, тысячи лет славу поем тебе мы: Слава тебе! Слава тебе! А ты заходишь снова... Слава тебе, солнце великое!.." Откуда пошла она, эта величественная песня-гимн? Где истоки ее? Ученые предполагают, что древнейшее грузинское племя сванов родственно шумерам. А Лилэ-Энлиль? Ведь он был у шумеров богом Солнца! Да и культ златорогого быка относится к той поре. Голова шумерского быка - уникальная лира - словно живой образ сванского златорогого жертвенного быка из гимна „Лилэо". Лахаму у шумеров был известен как бог подземных вод. В Сванетии два селения, расположенные на берегу рек, носят это название. Мать Лахаму - „Ги", „Мать-Земля" по-свански «Гим». О языковой общности с шумерами свидетельствуют многие другие примеры. Величествен сванский мифологический мир. Древнейшая сванская версия Амирана, сына Дали. порождена героическими эпохами и запечатлена в памяти сванов со второго тысячелетия до нашей эры. Она дает основание допустить вторичность мифа о Прометее и относить его принадлежность к Колхиде. Среди тех, кто встречал аргонавтов, очевидно, были и сваны. Не вызывает сомнений и родственность греческой богини Земли Геи сванской „Гим". Предполагают, что предки индоевропейцев переселились в XV веке до нашей эры с побережья Черного моря. От черноморского побережья — Диоскурии — до вершин Кавкасиони простирались земли сванов. Топонимика сохранила следы тех отдаленных времен: Цхуми, древнее название Сухуми, узнается в названии сванского села Цхумари. Узкими тропами через перевалы сообщалась Сванетия с другими областями. Однако смелые горцы никогда не оставались одни. Ценили друзей, сражались с недругами, хранили древние рукописи и чтили гостей. Особо почитали женщин - на племенных собраниях пользовались они равными с мужчинами правами, рядом были и в труде, и за столом, и при решении жизненно важных вопросов.
| |||||||||
|