|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
Илья Чавчавадзе так обратился однажды к молодому просвещенному Бессариону Нижарадзе: «Бессарион, если ты хоть чуточку любишь Грузию, ты должен поехать в Сванети и там тянуть свою лямку...» Бессарион не колеблясь принял этот совет и с усердием взялся за дело служения своему краю и своему народу. Работы Б. Нижарадзе содержат разнообразные ценные сведения о быте и культуре Сванети. Его этнографические, исторические и фольклорные записи по сей день не утратили своего первостепенного значения в изучении этого сказочного уголка... Здесь, в этом обетованном крае, у истоков Ингури и Цхенисцкали, во владениях величественных гор и бесстрашного народа, всегда чувствовался единый грузинский дух, здесь формировалась особая этническая группа людей и развивалась единая общегрузинская культура. Вместе с тем Сванети всегда был и остается особенным, возвышенным, самобытным, уникальным краем, а хозяйственная деятельность, социальные отношения, духовная и материальная культура коренных жителей Сванети всегда составляли неотъемлемую часть общегрузинской культуры. Поэтому с точки зрения исторической и этнографической науки Сванети до сих пор является «неиссякаемым источником», «неисчерпаемым рудником». Этот край всегда привлекал и сейчас привлекает внимание ученых и путешественников. Более того, с древнейших времен Сванети был хранителем сокровищ Грузии. Во время вражеских нашествий из различных уголков страны сюда поднимали, здесь спасали рукописи, иконы, исторические реликвии и другие ценности... В Сванети было сохранено и спасено созданное, точнее переписанное в IX веке в Шатберди (Кларджети) евангелие, так называемый Адишский четырехглав. Здесь же сохранились грузинские рукописи X века и нерукотворные иконы, сделанные мастерами Бека и Бешкен Опизари. Поэтому Сванети привлекал внимание исследователей нашего прошлого Димитрия Бакрадзе и Тедо Жордания, Александре Хаханашвили и Нико Марра, Эквтиме Такаишвили и Корнелия Кекелидзе, известного русского социолога Максима Ковалевского, итальянских и французских путешественников..., а сопровождал их всех Бессарион Нижарадзе. И мы будем обращаться к его записям и сочинениям (разумеется, наряду с работами других современных исследователей). Итак, присядем на дорогу и отправимся в путешествие, ознакомившись предварительно с историей этого края. В этом нам поможет монография А. Чарквиани «Сванети», в которой освещаются и другие интересные для нас вопросы. Вот что пишет автор: «Сванети один из древнейших очагов развития грузинского этноса, грузинской культуры и государственности. В источниках древнего и средневекового периода Сванети представлен как органическая часть Грузии, активный участник общегосударственной жизни. Сведения о Сванети встречаются у многих античных авторов, хотя, вероятно, достаточны слова греческого географа Страбона, согласно которым «сваны могли выставить 20 000-ое войско». Академик Г. Меликишвили относит сванов к проживающему на территории древней Колхиды племени пениохов, или санигов, и заключает, что под колхами и пениох-санигами подразумеваются две основные этнические группы – зани и сваны, проживающие на земле Западной Грузии (исторической Колхети). Сванети играл важную роль в государственной жизни феодальной Грузии. Об этом сообщают нетленные страницы «Картлис Цховреба» – «Житие Картли» и труды современных грузинских историков... По наблюдениям академика Н. Бердзенишвили, в этот период Сванети активно участвовал в политической жизни Грузии, а его владетели-эристави непосредственно входили в состав царского двора Давида IV и царицы Тамар. Как отмечает исследователь А. Чарквиани, в эпоху феодальной раздробленности господствующей формой социальных отношений в Сванети было крепостничество. На территории древнего сванского саэриставо в это время возникло несколько феодальных владений: в западной части Земо (Верхний) Сванети господствовали Дадешкелиани, в восточной части было множество владений мелких азнауров. Однако так было в определенный период, а в XVII-XVIII вв. крестьяне Земо Сванети успешно завершили свою борьбу за свободу, и с тех пор этот уголок Сванети не знает господ, он так и называется «убатоно» (без господ) или свободный Сванети. В этот же период в Квемо (Нижний) Сванети большие владения принадлежали князьям Геловани и Гардапхадзе. В нескольких словах расскажем о географическом положении этого прекрасного края.
Малоизвестные млекопитающие Грузии | |||||||||
|