|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
После того, как в IV веке Грузия и другие страны Южного Кавказа приняли христианство, этот обширный район стал предметом соперничества и ареной борьбы двух империй – Византии и Ирана. Нескончаемые воины велись с переменным успехом, и когда Ирану удавалось распространить свою власть над Восточной Грузией, то его правители пытались уничтожить христианство и вновь возродить маздеизм – религию персов. Верховная власть в стране в 6-ом столетии принадлежала персидским марзапанам, и в городах, представляющих собой крепости, находились персидские гарнизоны. Христианам разрешалось исповедовать свою религию только в том случае, если они происходили из христианских семейств, а переход из язычества в христианство карался смертной казнью. Обычно казни предшествовали пытки, с целью вынудить новообращенного христианина публично отречься от Христа и принести ритуальную жертву. Параллельно с этим персидские власти пытались склонить христиан к переходу в маздеизм, обещая им за это денежное вознаграждение, высокие посты в стране и освобождение от налогов. В Персии жреческое сословие пользовалось большим уважением и правами. Жрецы разделялись на несколько ступеней: низшие назывались пиррами, а высшие – мобиданами. Святой великомученик Евстафий Мцхетский был по происхождению перс из села Арбунети города Ганракила. Он принадлежал к семье жрецов-мобиданов. У маздеистов существовало фамильное священство. Дети из жреческого рода учились в специальных школах. Они изучали книгу «Авеста», написанную на языке родственном санскриту, затем «ЗендАвесту» - сборник комментарий и толкований, заучивали наизусть гимны (гаты) и жреческие законы (книга "Вентида"). Иран, как и древний Рим, а затем Византия, претендовал на роль мирового государства. В жреческих школах изучали историю Персии, подвиги ее героев и жизнь царей. В храмах зороастрийцев стоили изваяния божеств, а на барельефах изображались сцены из «Авесты». Божества имели антропоморфический облик или изображались в виде фантастических животных. В храме горел неугасимый огонь; иногда это был природный газ, проведенный по подземным глиняным трубам в храм, или же нефть особой очистки, которую привозили как вино в бурдюках с берегов Каспия. В алтаре молельни стояла колонна с орнаментом; ее основанием служил бак с горючим веществом, вершина имела форму капителия. Место, где горел огонь, назывался жертвенником. Но кроме этого, по особо торжественным, зажигались разноцветные, украшенные гирляндами цветов светильники. В молельне, около стен, находились маленькие помещения, похожие на каморки, где также горели огни; туда заходили те, кто желал уединенной молитвы. Эта молитва соединялась с созерцанием огня и поклонением ему. Огонь представлялся как воплощение божества. Часто зороастрийцы во время своих молитв впадали в состояние экстаза, похожего на беснование. Огнепоклонники В персидских академиях преподавалась философия почти на таком же уровне как в Риме и Византии. Там кроме культовых дисциплин изучалась логика, риторика, астрономия, соединенная с астрологией, математика и другие предметы. В Иране были распространены, проникшие из эллинистического мира и Индии философские системы платонизма, неоплатонизма, буддизма и брахманизма. Маздеизм ассимилировал эти идеи и в свою очередь оказал мощное воздействие на манихейство, гностицизм, и христианские ереси павликиан и альбигойцев. Надо сказать, что много заимствовали из маздеизма и манихейства современные нам новоязычники – антропософы и розенкрейцеры. Знаменитый иудейский философ Филон в книге «О свободе мудрецов» вместе с именами греческих философов упоминает магов, огнепоклонников и браминов. Сирийские источники говорят о философских диспутах между жрецами-маздеистами и христианскими епископами. Некоторые исследователи полагают, что под именем Ганракила подразумевается город Ганзак, главный город Антропатены – государства входящего в сферу влияния Ирана, но частично сохранившего свою независимость. В Ганзаке были христианские храмы, а также синагоги, о посещении которых рассказывает Евстафий перед своей мученической смертью.
| |||||||||
|