|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
Святой великомученик Або издавна считается покровителем Тбилиси – столицы Грузии. В течение многих веков дорога, по которой везли обезглавленное тело мученика, источающее кровь, от храма Сорока мучеников через мост, называемый «мостом мучеников», к Метехи, считалась святыней престольного града, куда приходили жители Тбилиси и окрестностей, чтобы поклониться месту, напоенному мученической кровью и прославить подвиг Або – аравитянина, отдавшего жизнь свою за Христа. Настал несчастный для Грузии 1795 год, как будто черные тучи заволокли небо над страной. Царь Ираклий II, покидая Тбилиси после поражения в Крцанисской битве, – последней в его жизни, – слез с коня перед часовней Або, стоящей у Метехской скалы над берегом Мтквари и, преклонив колени, молился святому о будущем Грузии и Тбилиси. Царь Ираклий был последним из созвездия тех грузинских царей, которые защищали Грузию как щитом, своей грудью, и во время битв находились в первых рядах своего войска. Народ в песнях и сказаниях прославил царя Ираклия как преемника царей Вахтанга и Давида, как своего любимого героя. В последней битве с Ага-Магомед-ханом он был оставлен не только своими союзниками, но и родными. Когда персидские отряды уже ворвались в город, он, минуя свой дворец, где у него оставались корона и царские регалии, остановился у Метехи, чтобы помолиться и попрощаться со святым Або, которого он особо почитал. Было много общего между тем временем, когда принял мученичество святой Або и когда тысячу лет спустя престарелый царь-воин, убеленный сединами, стоял перед его часовней. Тогда, в VIII веке, Тбилиси был завоеван арабами и городом правил эмир. Над цитаделью Тбилиси Нарикала колыхалось, как бы плыло в волнах ветра зеленое знамя ислама. В то время, в арабском халифате, который простерся от Гималаев до Пиренеев (как падает на землю огромная тень луны во время затмения, и день становится похожим на вечерний сумрак), построенном на костях и скрепленном кровью, Грузия представляла собой одну из небольших провинций и, казалось, что нет силы, которая могла бы сломить и разбить цепи плена и рабства. Но прошло время и от владычества арабов не осталось следа. Пройдет время, и Тбилиси вновь возродится из пепла как феникс. После молитвы к святому Або царь Ираклий уехал в Телави – в тот город, где он родился. Ага-Магомед-хан предлагал царю, что не разрушит Тбилиси, если тот выдаст ему отряд мусульман, сражавшихся на стороне грузин. Ираклий отказался: он пожертвовал Тбилиси для того, чтобы сохранить душу Грузии и не запятнать имя царя предательством союзников. Он знал, что Тбилиси восстанет: кровь мучеников – его непоколебимое основание. Войско персов, разграбив город, откатилось назад к своим границам. Как волны моря после прилива, оставляют берег напоенный морской водой, - так полчища хана оставили грузинскую землю, напоенную кровью. Ираклий уже не вернулся в столицу: он умер в той же комнате дворца и на той постели, где родился. Его тело народ перенес на руках из Телави в Мцхета, где он был погребен в Соборе Светицховели. Святыни Тбилиси лежали в руинах. Часовня святого Або была осквернена и разрушена, как будто гробокопатели искали сокровища под ее каменным полом. Народ прежде всего стал восстанавливать часовни и храмы. Опять загорелись лампады перед чудотворной иконой великомученика Або и жители Тбилиси приходили молиться в его часовню. В 1941 г. часовня была вновь разрушена безбожниками и срыта до основания, как Иерусалимский храм римлянами, которые не оставили даже камня на камне и место, где стоял храм, посыпали солью, чтобы там не росла трава. Как вор, проникший в царскую сокровищницу, вырывает из короны алмазы, так демоническая сила через своих адептов и жрецов лишила Тбилиси драгоценных камней – ее святынь. На месте часовни святого Або образовалась зияющая пустота. Метехская церковь, с гробницей святой Шушаник, и часовня Або находились на Метехской скале, как сестра и брат в одном отчем доме. Сестра разлучилась со своим братом на полстолетия и смотрела с высоты скалы на пустынный берег, ожидая его возвращения. Святой мученик Або происходил из знатной мусульманской семьи. Его родители жили в Багдаде. В то время Багдад был Римом исламского мира, центром мусульманского богословия, столицей, где высились сказочные дворцы халифов и мечети, соперничающие по богатству с дворцами. Халиф для мусульман был больше, чем император. Он считался наместником Магомета, от его слова зависели война и мир, жизнь и смерть подданных. Багдад стал сосредоточением ислама, его крепостью и цитаделью. По ложному доносу картлийский эристав Нерсес был призван в Багдад на суд халифа.
| |||||||||
|