|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Финляндия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Семейная сказка в озерной стране Лапландское золото Коувола. Формула развлечения Группа Silentium Финны против курения Карл Маннергейм Аки Каурисмяки Кими Райкконен Ян (Юхан Кристиан) Сибелиус Александр Кай-Горан Стубб Кюести Каллио Вилле Херманни Вало Аарни Джими Тенор Михаэль Топпелиус |
Литература Финляндии начала интенсивно развиваться в начале XIX века. В это время программой культурного движения было пробуждение национального чувства финнов и развитие финской культуры. Борец за национальное самосознание, газетчик А.И. Арвидссон писал книги по истории. Собиратель народной поэзии и народных обычаев К.А. Готтлунд тоже публиковал книги на финском языке. Яакко Йутейни писал по-фински незатейливые пьесы и пытался писать новеллы. После того как Университет был переведен из Турку в Хельсинки, зародилось направление под названием хельсинской романтики, в которой центральную роль играло Субботнее общество, действовавшее в 1830-х годах. Среди его членов был писавший по-шведски Йоганн-Людвиг Рунеберг (1804-1877 г.), который стал народным поэтом Финляндии, создав серию баллад о русско-шведской войне 1808-1809 года «Сказания прапорщика Столя» (1848-1860 гг.). Многие стихотворения Рунеберга стали классикой финской литературы, а стихотворение «Наша страна», положенное на музыку Фредериком Пасиусом стало гимном Финляндии. К Субботнему обществу принадлежали Йохан Вильхельм Снелльман (1806-1881 г.) – философ, газетчик, политик, финоман и Цахариас (Захарий) Топелиус (1818-1898 г.) – журналист, писатель и исследователь истории. Его шведоязычные исторические романы приблизили прошлое Финляндии к простому читателю, а как сказочника его сравнивают с датчанином Г.Х. Андерсеном. Самый популярный его сборник «Рассказы фельдшера» вышел во времена Тридцатилетней войны. Многие считают его книгу «Наша страна» лучшим произведением о Финляндии и финской природе. В подъеме финской литературы в 1860 годах центральную роль сыграл Алексис Киви (1834-1872 г.) – основоположник финской драматургии и беллетрист. Его пьеса «Куллерво», написанная в 1864 году по мотивам «Калевалы», была первой финоязычной трагедией. В этом же году появилась вторая пьеса Киви – комедия «Нуммисуутарит». Премьера его пьесы «Леа», написанной по библейским мотивам, состоялась в 1869 году и стала важнейшим историческим событием финской культуры. Считается, что этой премьерой началась регулярная деятельность финского театра. Главным произведением Киви считается опубликованный в 1870 году большой роман «Семеро братьев», рассказывающий о развитии упрямых, невежественных, живущих в захолустье братьев, превращении их в членов общества. Этот роман считается классическим описанием финского характера, финского народа, так же известна его комедия «Сапожник из Нумми». Киви был значительным поэтом-лириком. В отличие от уже упомянутых писателей Киви в свое время не был понят современниками, критики осуждали его как чересчур натуралистичного писателя. Киви умер молодым в бедности, всеми забытый [3, c. 139]. На смену романтизму в 80-х годах XIX века пришел реализм. Его ведущими представителями были драматург Мина Кант, критиковавший недостатки общества, тяжелое положение женщин и трудящихся и плодовитый новеллист Юхани Ахо (1861-1921 г.). Его роман «Железная дорога» (1884 г.) вскоре появились в переводах на разные языки. Он был едва ли не самым известным в Скандинавии и остальной Европе финским писателем своего времени. На рубеже XIX и XX веков реализм сменился национальным неоромантизмом. В его духе творил блестящий поэт-лирик Эйно Лейно (1878-1926 гг.), который писал также романы и пьесы, Пентти Саарикоски (1937-1983) и Пааво Хаавикко (род. 1931). Лейно писал и в национально-романтическом стиле. Саарикоски имел разносторонний литературный талант, в 1960 году он был одним из ведущих радикалов страны. Пааво Хаавикко трудно причислить к какой-либо категории писателей, он издал множество поэтических сборников, обзоров, сборников афоризмов и оперных либретто. В 1984 году Хаавикко был награжден международной литературной премией Неустадт. В период между мировыми войнами финскую литературу определяла сильная проза, для которой был и характерны критический реализм и произведения исторического характера. Илмари Кианто, писательский дебют которого состоялся еще во времена автономии, продолжал писать и после обретения Финляндией независимости. В романе «Красная черта» (1909 г.) он показал первые парламентские выборы в 1908 году и отношение к ним людей глубокой провинции, а в романе «Рююсюраннаский Йосеп» (1924 г.) он рассматривал бедняцкую жизнь захолустья и проблемы финского общества, в частности самогоноварения и пьянства. Национальной самокритикой отмечен роман Йоэля Лехтонена «Путкинотко» (1919-1920 г.) темой которого тоже была бедность, но также и та общественная несправедливость, в которую уходила корнями гражданская война 1918 года.
| |||||||||
|