|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Годовой цикл крестьянина, праздники и верования были связаны с земледелием и животноводством. День Вольбера (1 мая) считался началом лета. Иванов день (24 июня) - день летнего солнцестояния и начала лета. В этот день приводились в порядок дом и двор, в комнаты приносили берёзки, варили пиво, ходили в баню. Начиная с этого дня заготавливали веники. Самым важным в этот день был костёр. При помощи очищающей силы огня пытались избавиться от всего плохого и в первую очередь от злых сил и духов. Около костров строили качели, устраивали различные игры на испытание силы и ловкости, пели, танцевали. Ходили искать цветок папоротника, плели венки и на ночь надевали их на голову, чтобы увидеть будущее. Росу, выпавшую в эту ночь, считали лечебной, в ней купались, её собирали и держали для лечения. С Иванова дня начинался сенокос. В этот день готовили молочные блюда и колдовали, чтобы коровы давали больше молока. В Южной Эстонии стадо украшали букетами цветов, а пастуху давали специально приготовленный сыр. В Мульгимаа к кострам подводили животных, около костра ели жертвенную пищу - чтобы стадо росло и скотина не болела. К Иванову дню все весенние работы должны быть закончены, обязательно посажена капуста - иначе она не давала кочанов. Ходили осматривать поля, и по колосьям, собранным на чужом поле, определяли, каким будет урожай. Дни между Ивановым и Михайловым днями - Сенной Марии (2июля), Семи братьев (10 июля), Яаков день (25 июля), день святого Лаврентия (10 августа) - можно объединить в одну группу. Все перечисленные дни были важны либо для предсказания погоды, либо для какой-то определенной полевой культуры. Яаков день (25 июля) означал конец сенокосных работ и начало жатвы. Все эти дни раньше были нерабочими. До нашего дня сохранились запреты, связанные с днём Святого Лаврентия, который был известен как бог огня. Михайлов день (29 сентября) - день архангела Михаила - заканчивал летний период, начинавшийся с Юрьева дня. В этот день (29 сентября) убивали овцу, существовала поговорка «Для каждого барана будет свой Михайлов день». Варили пиво, накрывали богатый стол. Ездили на ярмарки и в корчму. Пастухи зажигали свой костёр. В Тартумаа и Вырумаа пастухи обводили белого барана или козу три раза вокруг камня, чтобы быстрее выпал снег. Верили в то, что с Михайлова дня волку разрешалось нападать на скотину (снимался обруч с пасти волка), поэтому животных на ночь не оставляли на улице. После Михайлова дня оживлялась и деревенская жизнь, замиравшая на время полевых работ. Начинался период свадеб, который продолжался до начала января. Вскоре после Михайлова дня начиналось время поминовения усопших (время душ). Считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой. Погода в дни поминовения должна была быть туманной и безветренной, иначе души не могли обрести покой. Требовалось соблюдать тишину. Говорили, что души умерших посещают свои дома вечером. Для них топили баню, готовили самые лучшие блюда, которые оставляли в бане или прятали в других укромных местах. Существовало поверие - если душам понравятся угощения, то в доме будет счастье и удача. По оттепели или морозу в дни поминовения предсказывали погоду и будущий урожай. Дни поминовения заканчивались Мартыновым днём (10 ноября) - днём памяти епископа Мартинуса. Этим днём заканчивался хозяйственный год и начиналась зима. К Мартынову дню должно было быть закончено трепание льна и начиналась стрижка овец. Варили пиво, делали специальные толстые колбаски. Традиция есть гуся в этот день появилась только в XX веке. Мартынов день отмечался и как мужской день: ходили в корчму, устраивали ярмарки. У эстонцев, в отличие от других народов, в этот день было принято рядиться и ходить из дома в дом, где ряженым давали угощения. Рядились обычно в мужчин (в "Мартынов"), старались одеться пострашнее и представляли часто семью, которой верховодил "Март-отец". Следующий праздник - день Кадри (25 ноября) - день памяти святой Катерины отличался у эстонцев богатством традиций ряженья. День Кадри отмечался как женский день, и рядились в женщин, одежда была белой и чистой, ходили по домам, пели, танцевали, звонили в колокольчики, желая семье счастья. В новом годовом цикле важным праздником был Тынисов день (день памяти святого Антония) - 17 января. Это был день середины зимы, когда "хребет зимы ломается пополам", медведь поворачивается в своей берлоге на другой бок, и в запасах должна оставаться половина кормов для скота.
| |||||||||
|