|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Монастырь ордена святой Бргитты был построен в 1407-1436 годах на берегу реки Пирита, в семи километрах к востоку от Старого города. В 1577 году в Ливонскую войну монастырь подвергся разрушению. До наших дней дошли лишь руины монастырской церкви с остатками примыкавших к ней построек. Монастыри ордена святой Биргитты были смешанными (то есть мужскими и женскими) и строились по установленным орденом жестким правилам. Церковь монастыря должна была сооружаться из естественного камня в виде трехнефного зального здания. Как ширина всех нефов, так и высота должны были быть одинаковыми. К северной стене церкви примыкали жилые помещения монахинь, а к южной - монахов. Вдоль северной стены в помещение церкви выходил деревянный балкон, на котором находились монахини, не имевшие права во время богослужения стоять на полу церкви. Это право было предоставлено лишь монахам. Даже настоятельница монастыря (а в монастырях ордена святой Биргитты были только настоятельницы) располагалась во время богослужения на специально отделенной части этого балкона. Под балконом настоятельницы на уровне пола церкви находится дверь, в которую монахинь из церкви после пострижения проводили в жилые помещения. Через эту же дверь выносили умерших в церковь для отпевания (как двери выхода на балкон, так и эта последняя дверь сохранились в северной стене церкви). Церковь Пиритского монастыря, от которой остались лишь стены, отличается своими гигантскими размерами (56 X 24 метра); это самая большая средневековая церковь Таллинна. Некогда она была перекрыта звездчатыми сводами, очевидно, по форме и рисунку нервюр близкими к сооружаемым в те же годы сводам алтарной апсиды Олаевской церкви. Своды опирались на два ряда тонких восьмигранных столбов, основания которых сохранились и поныне. Церковь не имела выступающей алтарной апсиды и потому представляет собой единое прямоугольное здание. Главный вход находился в центре западною фасада, а к противоположному - восточному - примыкал ряд подсобных помещений, от которых остались лишь фундаменты. Над юго-восточным углом церкви поднималась выступающая из тела здания полукруглая невысокая башенка, стены и внутренняя лестница которой сохранились. К юго-западному углу церкви примыкала капелла (вероятно, посвященная святой Биргитте), соединяющаяся с основным помещением церкви высокой стрельчатой аркой. Эту арку мы видим и сегодня в первом пролете южной стены. Помещение церкви освещалось через расположенные во всех четырех стенах высокие стрельчатые окна. В верхней части двух средних окон восточного фасада сохранились высеченные из местного плитняка узорчатые ажурные переплеты. Лучше всего сохранился западный - главный фасад церкви с огромным треугольным щипцом. Его входной перспективный портал по своим формам близок к центральному порталу церкви святой Катарины, только его профилировка не столь развита. Нижняя часть импоста покрыта резным фризом, состоящим из дубовых веток и листьев. Над порталом располагаются три высоких стрельчатых окна. Вся нижняя часть фасада представляет собой гладкую массивную плоскость сложенной из серого плитняка стены. Верхняя же его часть - щипец отличается подчеркнутой декоративностью. Его огромный треугольник украшен сложной симметричной композицией декоративных ниш, пять из которых занимают почти всю плоскость щипца, а в них, в свою очередь, вписаны ниши с трехлопастным завершением. Стремительные вертикали линий узких стрельчатых ниш придают гигантскому щипцу легкость и воздушность. Это ощущение усиливается контрастом между выразительной пластикой щипца и лаконизмом массивной стены нижней части фасада. Основной декоративный мотив щипца обогащен еще рядом круглых и четырехлопастных ниш. Безусловно, фасад Пиритского монастыря, который можно смело отнести к самым красивым и совершенным средневековым сооружениям Эстонии начала XV века, оказал значительное влияние на архитектурные решения многих позднейших готических зданий Таллинна.
Перепубликация с tallin.su/
| |||||||||
|