|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Эстония: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Выставка «Титаник: история, находки, легенды» Средневековый замок Сагниц и новый дворец Сангасте Церковь-замок Пёйде По следам двух войн Улица Ратаскаеву и её легенда Замок Виртсу Силламяэ Кохтла-Ярве Скит Пюхтицкого монастыря Дайвинг в Эстонии Музыкальная башня Птичьи облака Тенистые аллеи усадьбы Вихула Kандальный путь барона Розена во глубину Сибири Вооружённые силы Эстонии |
Мало кто догадывается, что центром празднования Крещения в Ревеле столетней давности была нынешняя площадь Виру. Точнее расположенная в ее центре православная часовня, просуществовавшая без малого тридцать пять лет и павшая жертвой в борьбе с символами прошлого. "Иордань" у причалаВодосвятие центральный ритуал Крещения исполнялся православными Ревеля с незапамятных времен. Начиная, по крайней мере, с XIX столетия прорубь "Иордань" вырубалась непосредственно в гавани. Место это было не самое подходящее: портовый люд не без интереса наблюдал за непривычным обрядом, комментируя происходящее не всегда подобающим для священнодействия образом. По свидетельству очевидцев, праздные зрители и не думали обнажать голову, а некоторые из них дымили трубками и папиросами. Во избежание подобных эксцессов поначалу водосвятие решили проводить в Церкви Преображения Господня тогдашнем кафедральном соборе православного Ревеля. Вскоре, однако, оказалось, что для всех желающих принять участие в обряде он слишком тесен. С 1887 года святить крещенскую воду стали на нынешней площади Виру, к тому моменту без малого сто лет носившую название Русский рынок. Всем миром Места за крепостной стеной у начала дороги на Нарву было и впрямь побольше, чем в бывшей монастырской церкви в Старом городе. Торжественности же явно не хватало. Именно потому вслед за решением о переносе водосвятия на Русский рынок родилась идея соорудить здесь православную часовню. Сказано - сделано: в январе был объявлен сбор пожертвований, общая сумма которых составила к лету около 10 000 рублей. Жертвовали на православную часовню и верующие иных конфессий. Архитектор Ниман, например, безвозмездно составил смету, проект и руководил работами, а скульптор Кошевский "за очень дешевую цену" доставил из Мярьямаа мрамор и облицевал им часовню. Кроме того, он за собственный счет вымостил пол часовни цементной плиткой и изготовил чашу для водосвятия из каррарского мрамора. Освящение нареченной в честь князя Александра Невского часовни состоялось 14 ноября 1888 года. Шесть лет спустя она была передана в ведение Пюхтицкого монастыря. Угар патриотизмаВ ноябре 1921 года газета Tallinna Teataja опубликовала статью под невинным заголовком Для защиты и поднятия красоты Таллинна. Ее автор, художественный критик Альфред Вага, начинал со здравых, в общем-то, мыслей о необходимости приведения в должный вид городской стены, об удалении с фасадов средневековых жилых домов рекламных вывесок, о перенесении из центра столицы шумевшего в ту пору под стенами театра "Эстония" городского рынка... А затем приходил к неожиданному выводу. Необходимо срыть... православные часовни на улице Пикк, Русском рынке и у Балтийского вокзала, ибо стиль их настолько безвкусен, что портит красоту города-писал Вага. Непосредственной необходимости в них нет: для сравнительно небольшого количества местных православных вполне достаточно остающихся пяти церквей... Вскоре нападки на православные часовни а заодно и на стоявший на нынешней площади Свободы памятник Петру I и на вышгородский собор Александра Невского подхватила отличавшаяся национализмом газета Waba Maa. Именно ее журналисты стали называть часовни будками с иконами и объявили об основании фонда в пользу их срытия. За месяц на его счет поступило 10 483 марки с учетом тогдашних цен, эстонская марка была приблизительно равна нынешней кроне. Лучшие сыныСпоры вокруг судьбы часовен не затихали всю зиму 1922 года. Одни обосновывали необходимость их сноса или перенесения в подобающее место, например, на Александро-Невское кладбище "эстетическими" соображениями, другие "патриотическими", третьи практическими: дескать, сооружения эти могут мешать будущим трамвайным путям. Раздавались голоса и в защиту часовен, но они, увы, были немногочисленны. ...Waba Maa ведет некрасивую агитацию не только против русских, но и против эстонцев, исповедующих православную религию, писал один из читателей на страницах "Последних Известий". & Между тем таковых не сотня и не две, а несколько десятков тысяч. Среди них имелись и теперь еще имеются лучшие сыны своей родины. Думаю, господа из Waba Maa этот факт отрицать не станут. Тем более, что и среди членов Трудовой партии, рупором которой является газета, отыскать православных не составляет труда... Автору, попросившему опубликовать свое письмо под псевдонимом православный эстонец, вторил немецкий политический и общественный деятель Эдуард Шульц.
Pомантический уголок на лоне природы Эстонии | |||||||||
|