Мьянма
Мьянма
Панама
Панама
Барбадос
Барбадос
Гамбия
Гамбия
Гватемала
Гватемала
Швейцария
Швейцария
Канада
Канада
Мальдивы
Мальдивы
Ямайка
Ямайка
Израиль
Израиль
Словакия
Словакия
Китай
Китай
Бурунди
Бурунди
Иордания
Иордания

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Великобритания:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Эдинбургский замок — сердце Шотландии

Малкольм Макдауэлл.О, счастливчик!

Шон Бин

"Сделано в Британии"

Культовый герой современных юношей

Ванесса Редгрейв

Энтони Хопкинс. «Я хотел посмеяться над Голливудом»

Разноплановый Боб

Ричард Бартон.Мечта многих

Секс-символ и законодатель моды

Я серьезно отношусь к своей работе

Сэр Питер Александр Устинов

Веселый Джон

Что предпочитает джентльмен?

Дама Элизабет Роузмунд Тэйлор


Великобритания - Реформация в  Англии

Реформация в Англии

  

Подраздел: Cтатьи о Великобритании | Великобритания
Страницы: 12345678

Гуманизм и РеформацияГуманизм и Реформация, оппозиционные каждое по-своему феодальному обществу, создали системы ценностей, несовместимые друг с другом: одна вела к религиозному скептицизму, культу разума и духовному освобождению человека от пут догматизма и церковных предрассудков, к торжеству светского начала над религиозным, светского опытного знания над церковной схоластической ученостью. Другая сосредоточилась на религиозных вопросах и религиозно-нравственном преобразовании общества: лишенная широты гуманистического подхода к проблемам светско-религиозных отношений, стремилась деспотически подчинить мирскую жизнь человека жестким нормам религиозной морали. Таковы были принципиальные основы идейной непримиримости гуманистов Мора и Эразма и реформаторов Тиндала и Лютера.

В Англии Реформация носила умеренный характер, англиканская церковь была вполне приемлемой для подавляющего большинства гуманистов, представлявших буржуазно-дворянское направление общественной мысли: их этические и политические идеи нашли свое выражение в сочинениях Фортескью, Литгейта, Дадли, Старки и др. Задолго до Реформации Э. Дадли в трактате “Древо государства” отстаивал идею подчинения церкви светской власти короля; на автора трактата взгляды Уиклифа оказали несомненное влияние. С тех же позиций рассматривал государство Тюдоров и Т. Старки. Консервативные политические идеалы Фортескью, Дадли, Старки и других гуманистов были отражением процесса сближения формирующихся классов буржуазии и нового дворянства, которое привело в XVI в. к союзу этих классов, а в политике — к прямой поддержке абсолютной монархии. Уже в XVI в. обнаруживается консерватизм буржуазно-дворянской политической мысли, который скажется и на протяжении XVII в., включая эпоху английской буржуазной революции.

Иным было отношение к государству Тюдоров гуманистов феодально-консервативного направления. Трактат Р. Пола “В защиту единства церкви” (1536 г.) решительно осуждал реформационную политику Генриха VIII за нарушение единства христианского мира и злоупотребление властью, Автор трактата исходил из средневековой теории о праве подданных hi сопротивление вплоть до открытого выступления против короля, нарушившего старинные феодальные вольности.

Существенным компонентом культуры XVI в. была гуманистическая историография тюдоровской Англии. Фундаментальный труд Полидора Вергилия (1470—1555) “Английская история” (1533 г.), написанный по заказу двора, значительно повлиял на тогдашних английских историков, История в этом сочинении изображается как результат деятельности королей, одержимых жаждой власти. Несмотря на официальный характер произведения Вергилия, в нем содержатся яркие сведения, существенно дополняющие картину социальной истории Англии, отразившуюся в других источниках XVI в., например в “Утопии” Мора. Вергилий обусловливал ход истории взаимодействием двух факторов — неизменностью человеческой природы и страстей, управляющих действиями людей, и изменчивостью фортуны. Но историк воспроизводит и картину социальных потрясений, поразивших страну в связи с огораживаниями.

Выдающийся памятник гуманистической историографии XVI в.— неоконченная “История Ричарда III” Томаса Мора. Мор как историк в отличие от английских хронистов конца XV — первой половины XVI в, стремится выявить внутренний политический смысл описываемых событий. Автора “Истории Ричарда III” интересует также психология исторических деятелей; он умеет показать отражение политических событий в общественном сознании той социальной среды, к которой принадлежал он сам. Мировоззрение автора “Истории Ричарда III” выражало чисто ренессансный интерес к внутреннему миру человека, уважение к человеческому достоинству независимо от социальной принадлежности, резкое осуждение всякого политического произвола и тирании. С 1543 г. “История Ричарда III” Мора публиковалась в составе английских хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона Стоу, Рафаэля Холиншеда. Из хроники Холиншеда Шекспир заимствовал сюжет для своей трагедии “Ричард III”.

О зарождении национального самосознания и все возраставшего интереса к истории своей страны свидетельствует появление исторических сочинений, написанных людьми незнатными: “Новая хроника Англии и Франции” лондонского суконщика и шерифа Роберта Фабиана выдержала пять изданий с 1502 по 1559 г., хроника лондонского юриста Эдуарда Холла “Соединение двух благородных и славных домов Ланкастеров и Йорков” (1548 г.) существенно дополнила труд Иолидора Вергилия. Труд Холла стал одним из источников “Истории Генриха VII” Френсиса Бэкона.

Во второй половине XVI в.

 Страницы: 12345678

С этой статьей о Великобритании также читали:

  Университетская Европа

  Стоунхендж

  По пабам и рок-клубам британской столицы

  Кузница кадров

  Merry christmas: рождество по-английски

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU