Маврикий
Маврикий
Молдова
Молдова
Кипр
Кипр
Белиз
Белиз
Израиль
Израиль
Тайвань
Тайвань
Испания
Испания
Украина
Украина
Палау
Палау
Ватикан
Ватикан
Суринам
Суринам
Германия
Германия
Науру
Науру
Норвегия
Норвегия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Чехия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Свадьба в Чехии

Глубока-над-Влтавой и еще кое-что

Cобор св. Варвары и не только

И еще раз Карлов Мост

Чешское пиво: культура и традиции пивной Чехии

Культурное наследие Чехии

Чешская культура

Культура Чехии

Теплице

Телчь (Telc)

Оломоуц

Литомышль (Litomysl)

Шпиндлеров Млын и Яблонец-над-Нисой

Франтишкови Лазне

Усти-над-Лабем (Usti nad Labem)


Чехия - Мрачная загадка "Рихарда"

Мрачная загадка "Рихарда"

  

Подраздел: Cтатьи о Чехии | Чехия
Страницы: 12

в ЛитомержицахЕсли вы бывали в Литомержицах, то наверняка помните мирную и чуть сонную атмосферу этого городка - уютные тихие улочки с заборами, увитыми плющем, сады, маленькие часовенки, старая ратуша, поля и леса вокруг, слияние Лабы с Огрже, рыбаки, вытягивающие карасей, живописный вид с холма Радобыл на окрестности... Вы помните это? Теперь закройте глаза и представьте себе - у вас под ногами, глубоко под землей находится огромный секретный завод Третьего Рейха - "Б5 Рихард". Завод этот был настолько важен для фашистской Германии, что его строительство продолжалось даже после падения Берлина и остановилось лишь за 4 дня до победы. Об этой секретной фабрике Третьего рейха и пойдет рассказ...

1943 год, американские "Летающие крепости" и английские "Ланкастеры" день за днем уничтожают заводы Германии. Ударам подвергаются и объекты на территории Чехии и Словакии - заводы "Шкода" в Пльзне, нефтяные терминалы Братиславы и так далее. У фашистского руководства возникает план разместить заводы глубоко под землей, где они бы были недосягаемы для тяжелых бомб "Летающих крепостей". Один из заводов должен был быть размещен в Чехии - в маленьком городке Литомержице. Для будущего завода были выбраны глубинные шахты фирмы "АГ Кальк унд Цигельверке Ляйтмериц", которые носили название "Рихард" (первый завод носил название "Рихард I"). В 1944 году сюда добавились шахты фирм "Бетонверке Херинг" и "Калькверк Лопата", в их шахтах были созданы заводы "Рихард II" и "Рихард III". Интересно, что шахты эти были основаны еще в средневековье и их причудливые паутинки ходов и штолен опоясывали под землей весь город.

Итак, 4 ноября 1943 года руководство фирмы "Кальк унд Цигельверке" получило телеграмму из Берлина, где было предписано немедленно передать планы шахт в Имперское земельное управление. Через пару месяцев из Берлина приехали инженеры, которые начали работы. На строительстве работало 50 фирм из Германии и Чехии, 1200 гражданских рабочих и 4000 узников концлагерей Терезин и Литомержице, руководство стройкой вело СС. Стройка была строжайшим образом засекречена и, например, корреспонденция из Берлина местным фирмам посылалась с почтовым адресом "Герру Рихарду, Литомержице". Все работы на поверхности тщательно маскировались - были замаскированы бараки, дорога и железнодорожные рельсы. Работа кипела полным ходом - укреплялись коридоры, создавались подземные залы, монтировалось оборудование, проводился водопровод и электричество. Известная длина подземных сооружений достигла не менее 30 километров!

Производство в "Рихарде" началось ровно через год после начала проектирования. Сюда было перевезено оборудование хемницкого завода "Auto Union", которые производили детали дизельных моторов фирмы "Майбах" для "Пантер", "Тигров" и "Королевских Тигров". По подземному ходу детали перевозились на подземный склад и отправлялись на сборку на другой завод. Чуть позднее производство электрических и электронных изделий должна была начать фирма "Осрам". Электронные лампы затем бы путешествовали на завод в Рихнове-над-Кнежноу, где собирались радары. Подготавливался также подземный нефтеперерабатывающий завод...

Но все это осталось лишь в планах - 4 мая еще велись строительные работы, 5 мая комендант Панике построил служащих и узников концлагеря и произнес короткую речь: "Господа! Война закончилась, Гитлер мертв, концлагерь распускается, вы свободны!". Заключенные просто разошлись... Гестапо начало лихорадочное минирование завода, которое по плану должно было закончиться утром 8 мая и затем бы весь "Рихард" бы взлетел в воздух. Тем не менее, этого не случилось. Легенда гласит, что польский рабочий перерезал провод и таким образом, чехословацкие войска, которые прибыли сюда 10 мая под командованием советского полковника Шелудченко, обнаружили завод пустым. Сюда немедленно прибыла спецгруппа НКВД СССР, которая запретила чехословакам вход в "Рихард" и начала исследование подземелий. Об этом, кстати, написала свою книгу корреспондент "Красной звезды" Мария Фортус, которая была в составе группы. Им удалось даже арестовать главного инженера "Рихарда" - Фолька, который потом отправился в СССР. 25 мая началось разминирование. Тем не менее, часть завода оказалась так нашпигована минами, что разминировать ее не удалось и она была опечатана и закрыта. ЧТО НАХОДИТСЯ В НАИБОЛЕЕ ЗАМИНИРОВАННОЙ ЧАСТИ ЗАВОДА МЫ НЕ ЗНАЕМ ДО СИХ ПОР. Все оборудование из разминированных частей завода было вывезено в СССР.

 Страницы: 12

С этой статьей о Чехии также читали:

  Отпущенный карп или рождество по-пражски

  Шпильберк и не только

  Вацлавская площадь,шоппинг

  Кутна Гора – серебряный грошик Чехии

  Манящий пражский non-stop

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU