Либерия
Либерия
Ангилья
Ангилья
Колумбия
Колумбия
Франция
Франция
Израиль
Израиль
Монако
Монако
Белиз
Белиз
Ливан
Ливан
Лаос
Лаос
Сенегал
Сенегал
Литва
Литва
Тайвань
Тайвань
Канада
Канада
Фиджи
Фиджи

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Кот-д’Ивуар:

О стране
Все статьи


Что стоит посмотреть в Кот-д'Ивуарае

Жители Кот-д'Ивуара

Климат и природа Кот-д'Ивуара

Путешествуем по Кот д'Ивуару

Очаг истинно африканской культуры Кот д’Ивуар

Кот-д'Ивуар - страна маски

Город Абиджан

Амара Эсси - генеральный секретарь Организации африканского единства

Лоран Куду Гбагбо - президент Кот-д’Ивуара с 2000 года

Шарль Конан Банни: премьер-министр Кот-д'Ивуара

Традиции и правила поведения в Кот-д’Ивуаре

Парк Таи

Национальный парк Нимба

Парк Мон Пеко

Национальный парк Мон


Кот-д’Ивуар - Жо - Львиное Сердце

Жо - Львиное Сердце

  

Подраздел: Cтатьи о Кот-д’Ивуаре | Кот-д’Ивуар
Страницы: 123

Кот-д'ИвуарЕсли сравнить набор праздников в календаре европейских и африканских народов, то различие будет примерно таким же, как между скудным завтраком бедняка и пиршественным столом олигарха. Мне довелось наблюдать много торжеств на черном континенте, но самым диковинным оказалось то, что я увидел в деревне Сауие неподалеку от города Абиджан в Кот-д'Ивуаре.

На языке акан слово "дипри" означает одновременно "праздник", "торжество" и "радость". В каждой лесной деревушке есть свое дипри и очень важно выбрать для него соответствующее время. "Праздник, как и плод, бывает сладким, когда созреет", - говорили мне африканские друзья с характерной для них образной назидательностью. И, посуровев, добавляли: "Праздник не ко времени - объятие с голодом".

Надо думать, время для праздника Неуязвимости в Сауие было выбрано абсолютно точно (середина мая), поскольку еды и особенно напитков было вволю. Хватило всем, а народу собралось много: не только из окрестных деревень - из самого Абиджана. Обычно дипри подгоняют под христианский праздник Вознесения, чтобы на нем могли присутствовать и любители экзотики из чужеземных стран. На этот раз их тоже понаехало немало. Думаю, в своих ожиданиях они не обманулись.

Праздник Неуязвимости - один из любимейших у здешней народности абиджи, входящей в состав более крупного племенного объединения акан. Участники этого старинного гульбища должны продемонстрировать, сколь велик их духовный потенциал, и тем самым запугать злых духов, заставив их в панике бежать из деревни. Во имя этого каждому жителю Сауие надлежало совершить Поступок, реализовав тем самым одну из заповедей предков, гласящую: "Жизнь человека - это его поступки".

Как выяснилось, самый главный поступок предстояло совершить моему доброму знакомому - авторитетному и честолюбивому магу Жо-Де Лиону. Накануне он объявил о своем намерении на глазах у почтенного собрания отрезать себе самое дорогое, то, что делает мужчину мужчиной, - детородный орган. А потом вернуть его на исконное место, дабы продемонстрировать свою неуязвимость и магическую силу.

"У большого человека и дела великие", - уважительно сказал один из свидетелей этой клятвы, стоявший рядом со мной, и несколько туманно заключил: "Кто убил льва, несет его кости".

Похоже, в этих словах содержалась своя сокровенная мудрость. Я вспомнил, что по легенде мой друг однажды сразил сразу двух львов, откуда и возникла приставка к его имени - Де Лион (по-французски: два льва). То есть в развернутом виде его можно именовать: Жо, победивший парочку львов. А следовательно, заслуживший право нести их кости, понимай - бремя славы. Тут я вдруг на мгновение представил себе, что произойдет, если при осуществлении своего дерзкого эксперимента Жо - упаси бог, конечно, - вдруг испустит дух. Кому будет доверена честь нести то, что он отрезал?..

Подготовка к празднику началась в полночь. С этого часа никому не дозволено входить в Сауие. Происходило как бы черновое, предварительное очищение деревни. "В это время мы приступаем к изгнанию сил тьмы и зла. Если кто-то нагрянет к нам в этот момент из саванны, то рискует принять на себя всю эту нечисть. Очень опасно, очень! - пояснил Жо. Он комфортно расположился перед канистрой с пальмовым вином, которым обожают лакомиться местные жители, и великодушно делился со мною своими познаниями: - Задачу облегчает то, что зло и добро, как вода и масло, не могут смешаться. Мы умеем отличить одно от другого".

Жо-Де Лион готовился к ритуалу по собственной программе. Ради обретения уверенности заглянул через час после полуночи на кладбище. В эту пору на могилах зажигаются свечи, и участники обряда обращают молитвы к ушедшим в мир предков знахарям и колдунам, прося их о поддержке.

Около трех часов ночи, когда разморенных недосыпом и спиртным гостей праздника начало клонить ко сну, в деревне внезапно раздались истошные вопли. Я понял, что первые, самые нестойкие злые духи уже покидают деревню.

Поскольку предстоящее дипри должно было стать своеобразным смотром стойкости жителей Сауие, участники ритуала собирались с силами, закаляли волю и дух. Когда над деревьями показался краешек солнца, на улицах появились первые участники праздника -- самые юные жители деревни. Распевая и ритмично покачиваясь, они бродили по улице и совершали маленькие, разминочные подвиги - глотали комки грязи. По-видимому, это должно было символизировать неуязвимость их желудков. Другие, войдя в азарт, раздевались догола и расхаживали по просыпающейся деревне, шутливо выводя мочевой струей замысловатые узоры на еще не прибитой пыли. У каждого народа свое представление о юморе.

Были трюки и более серьезные.

 Страницы: 123

С этой статьей о Кот-д’Ивуаре также читали:

  Сельское хозяйство Koт-д’Ивуара

  Туризм Кот-д"Ивуар

  «Берег Слоновой Кости»

  Национальный парк Таи

  Изобразительное искусство и ремесла

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU