|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
Тибетский учитель построил свой монастырь так, чтобы ему не докучали праздные путешественники. Автобус в Галдан отходит с главной площади Лхасы, расположенной перед Джоканом — первым в Тибете буддийским храмом, основанным 1356 лет назад. Именно здесь начинают свой день многие жители Лхасы и паломники-тибетцы, не переводящиеся в священном городе круглый год. На рассвете, когда вершины гор, тесно обступивших Лхасу, едва алеют под лучами поднимающегося солнца, тибетцы всех возрастов уже совершают поклоны и простирания ниц перед вратами Джокана и начинают молитвенный обход храма по кольцевой улице Бархор. В больших каменных курильницах верующие зажигают целые охапки благовоний. Клубы ароматного сизого дыма заволакивают площадь и, поднимаясь в небо, окрашиваются лучами восходящего солнца. Царит деловая и оживленная атмосфера. Спешащие на работу ограничиваются всего несколькими обходами Джокана. Школьники с ранцами, стремглав обежав храм, тоже уносятся на занятия. Лишь степенные старики и паломники неспешно шествуют по Бархор — впереди целый день поклонения, перемежаемого чаепитиями и беседами. На установленных по периметру Бархор прилавках торговцы начинают раскладывать свои товары — всё необходимое для паломников. В эти рассветные часы на улицах Лхасы не встретишь иностранных туристов — они появятся только к обеду, чтобы потом праздно слоняться по городу до глубокой ночи. Дорога в небоДо Галдана и обратно совершается всего один рейс в день: из-за опасной дороги подняться на гору, где стоит монастырь, и спуститься с нее необходимо до наступления темноты. Обычно подаются два автобуса. Посадка начинается около семи часов (в окруженной горами Лхасе даже летом это рассветный час) и длится часов до девяти. К этому времени автобусы обычно полностью заполняются паломниками — тибетскими монахами и мирянами (вторых большинство). Иностранцы в Лхасе редко остаются без присмотра. Для групп туристов это просто невозможно: их обслуживают местные турбюро, являющиеся по сути подразделениями органов государственной безопасности. Они выполняют двойную задачу. Во-первых, грабят приезжих из-за рубежа: цены на услуги для них раз в десять выше, чем для граждан КНР и тех немногих иностранцев, кто желает и в состоянии находиться в Тибетском автономном районе самостоятельно. А во-вторых, информируют соответствующие органы обо всех передвижениях зарубежных гостей. Но предоставим туристическим группам возможность мчаться к Галдану на джипах с гидами, чей английский сравним со знаниями ученика 5-го класса российской школы, и вернемся в тесное и веселое чрево автобуса, в котором плотно утрамбованы оживленные и непосредственные паломники. Минут за сорок автобус покрывает расстояние до подножия горы, на которой находится Галдан. Дорога эта теперь вполне благоустроена и очень живописна. Справа от трассы широкой лентой неспешно течет река Лхаса. Вода играет под утренним солнцем яркими и свежими бирюзовыми оттенками. То тут, то там видны протянувшиеся над рекой изящными параболами подвесные мосты. Разноцветные молитвенные флажки бьются на их веревочных перилах под упругим свежим ветром. Автобус сворачивает с шоссе. Впереди вздымается могучая громада горы, на которую лежит наш путь. Водитель, который до этого вел автобус легко и непринужденно, даже как бы лениво, свернув на серпантин, заметно напрягается. В салон он бросает несколько отрывистых фраз о прекращении обычного тибетского балагана — громких непрестанных разговоров с непременной оживленной жестикуляцией. Шум стихает. Пара тибетцев, находящихся возле шофера, даже начинают быстро протирать рукавами слегка запотевшее лобовое стекло. Надсадно работает мотор. Мы начинаем медленное вознесение к орлиному гнезду Цзонхавы (Tsongkhapa, 1357–1419), реформатора тибетского буддизма. Ещё во время своего первого посещения Лхасы в 1997 году я слышал от тибетцев о подъеме к Галдану как самом опасном в здешней округе. Тогда этот серпантин представлял собой усеянную камнями скальную дорогу. В 2007 году он был благоустроен — появились прекрасное асфальтовое покрытие и металлические ограждения на поворотах. Но их крутизна осталась прежней.
| |||||||||
|