Бамилеке издавна славятся как искусные ремесленники. Широко распространена у этого народа резьба по дереву, бамилеке украшают ею свои жилища. В музее традиционного искусства бамилеке в Джанге широко представлены выразительные деревянные маски, панно, гончарные и плетеные изделия, статуэтки из меди и бронзы. Очень красочны танцы этого народа. Исполнители обычно одеты в яркие костюмы, вышитые бисером, их головы украшают огромные разноцветные перья и маски.
Северо-восточнее бамилеке расселены бамум (бамун), которые также относятся к земледельческим народам. Живут они в больших деревнях, состоящих из четырехугольных хижин с земляными стенами и конусообразной кровлей, покрытой соломой. Большой интерес представляет культура этого народа. В начале XX в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность, которая, однако, не получила широкого распространения.
Бамум — искусные ремесленники, и город Фумбан по праву считается центром художественного ремесла Камеруна. В городском музее собраны деревянные и металлические (из меди и бронзы) панно, оригинальные статуэтки из ракушек каури, ранее служивших здесь деньгами, и другие предметы быта народа бамум.
Очень выразительны маски бамум — деревянные и медные. Великолепным произведением искусства бамум является дворец султанов. Построенный в 1917 г. при султане И. Нджойя, он представляет собой трехэтажное здание, украшенное резными сводами и деревянными колоннами, балконами и галереями. Во дворцовом музее собраны маски и чепцы бамумских султанов.
На языках банту говорят и пигмеи, живущие в лесных чащах Камеруна. Они ведут бродячий образ жизни, строят в глубине леса круглые хижины из веток и листьев; занимаются пигмеи преимущественно охотой и собирательством.Народы, говорящие на языках чадской группы (бата, мандара, маса, музгу, котоко и другие, а также хауса), населяют север страны. Эти народы в горах занимаются террасным земледелием, на равнине — земледелием, скотоводством и рыболовством. Основное занятие хауса— ремесло и торговля.
Своеобразна архитектура жилищ некоторых этих этнических групп. Широко известны, например, «хижины-снаряды» музгу, живущих на левобережье р. Логоне. Они представляют собой высокую куполообразную постройку с дымовым отверстием, целиком вылепленную из глины, как большой сосуд. Для стока воды и защиты жилища от размыва на их стенах делаются желоба, создающие своеобразный узор. Вход и стены внутри хижины украшаются процарапанным или расписным геометрическим орнаментом.
Поселения народов матакам, близких по языку к мандара, капсики, намши и других, живущих в горах Мандара, состоят из круглых хижин, сложенных из камня. Их высокая конусовидная крынщ делается из жердей, покрытых соломой. Хижины соединены по две проходом и образуют один дом.
Из прочих народов, населяющих северную часть страны, наиболее многочисленны оседлые фульбе и кочевые фульбе-бороро. Важную роль в жизни оседлых фульбе играют ремесла и торговля. До сих пор среди фульбе пользуются большой властью султаны (ламидо), которые являются не только светскими, но и духовными мусульманскими вождями. Живут они во дворцах под охраной большой свиты приближенных. Их воины облачены в тяжелые одеяния, вооружены копьями с наконечниками метровой длины и восседают на лошадях, укрытых до самых копыт яркими попонами.