Гвиана
Гвиана
Куба
Куба
Судан
Судан
Кения
Кения
Тунис
Тунис
Молдова
Молдова
Свазиленд
Свазиленд
Гуам
Гуам
Дания
Дания
ОАЭ
ОАЭ
ЮАР
ЮАР
Финляндия
Финляндия
Реюньон
Реюньон
Сирия
Сирия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Мьянма:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Долина рубинов

Хулоки

Однорогий носорог

Шерстокрылы

Чепрачный тапир

Возвращение в Мандалай

Застенчивая Бирма

Храмы, велосипеды и снова храмы

Храмы Багана

Дорога в Баган

Путь к вершине

Сагаин-холм

Ремесла в Мандалае

Кутодав Пайя и кукольный театр

Пагода Махамуни


Мьянма - Мертвый город на Иравади

Мертвый город на Иравади

  

Подраздел: Cтатьи о Мьянме | Мьянма
Страницы: 1

Храм Ананда в Пагане (Багане)Чем больше я странствовал по свету, тем чаще задумывался над загадкой мертвых городов. Эти центры древней цивилизации некогда процветали, но в какое-то время были навсегда оставлены людьми. Таков Ангкор в Камбодже, послуживший прототипом загадочной столицы, которую поглотили джунгли в книге Киплинга "Маугли". Аналогична судьба Боробудура, в прошлом - буддийского центра Индонезии. Или поразительно похожего на Тибет городища Ушмаль в Мексике: построенный народом майя, он был на века скрыт от человеческих глаз буйной тропической растительностью сельвы.

Поэтому, оказавшись в Бирме, я решил непременно посетить Паган - мертвый город в излучине Иравади. В стихотворении "Дорога в Мандалай" Киплинг описал, как утомительно путешествовать по Бирме. Однако путь от Мандалая до Пагана оказался несравненно труднее. Выехав утром, я добрался туда лишь за полночь. И утешал себя тем, что загадочным городом лучше всего любоваться на восходе солнца.

Четверть тысячелетия: с 1044 по 1287 год город на Иравади был столицей Паганского царства. На площади в пятьдесят квадратных километров было возведено около пяти тысяч каменных построек. Более двух тысяч из них сохранились до наших дней. Причем это отнюдь не ветхие руины. Когда встречаешь восход над великой бирманской рекой, силуэты пагод прорисовываются сквозь утренний туман словно бесчисленная рать воинов в островерхих шлемах. Их вереница тянется вдоль реки почти на двадцать километров.

Каждый из паганских царей стремился превзойти своих предшественников возведением более грандиозного храма. Последний из них так и остался недостроенным. Говорят, что, по замыслу зодчих, он должен был возвышаться над облаками. Эти расходы истощили паганскую казну как раз перед монгольским нашествием.

Когда Хубилаю, внуку Чингисхана, рассказали, что паганский царь увлекается строительством храмов, он отправил против него свое войско. В этом походе участвовал Марко Поло, находившийся тогда на службе у Хубилая. Со слов итальянского путешественника мы знаем о битве монголов с последним паганским царем, который тщетно возлагал свои надежды на две тысячи белых боевых слонов.

Впрочем, Паган обезлюдел не только из-за монгольских завоевателей. По мнению ученых, город в излучине Иравади погиб потому, что его жители вырубили окрестные леса. Климат из-за этого изменился, и пустыня вплотную подступила к стенам столицы.

Пагода Швезигон в Пагане (Багане)Зато растительность тут не столь агрессивна. Помимо кирпичной кладки, хорошо сохранились и деревянные конструкции, в частности, фризы - тиковые доски с резьбой XI-XIII веков. Кроме прочности тика, здесь сыграл свою роль климат Пагана - сухой, почти континентальный. Горная цепь защищает излучину Иравади от летних ливней. В другой части Бирмы памятники Средневековья были бы поглощены джунглями или разрушены муссонами.

Наследие Паганского царства сохранилось не только как призрак безлюдного города. Оно продолжает жить и как архитектурный стиль с самобытными декоративными элементами. Своды бирманских храмов украшены резьбой и фресками. Темой их служат жития Будды. Но, как это нередко бывает в религиозной живописи, художники изображают и бытовые сцены: все, что видят вокруг. Тут - пахари и гончары, ткачи и вышивальщицы. Даже бородатые португальские купцы, сходящие со своей каравеллы в каком-то бирманском порту.

В Средние века бирманцы развили буддийское искусство на своей национальной основе. Здесь нет присущего индийцам стремления отделить богов от людей. К каждой статуе можно подойти, прикоснуться к ней. Бродишь по безлюдным храмам и думаешь, что тут побывало не так уж много европейцев со времен Марко Поло, некогда привезшего из своих странствий китайскую лапшу, из-за которой итальянцев впоследствие и прозвали "макаронниками".

Всеволод Овчинников

 Страницы: 1

Перепубликация с www.aziarest.ru


С этой статьей о Мьянме также читали:

  Четыре миллиона храмов Пагана

  В Мандалай - за чистым духом

  Тачилейк - город Золотого треугольника

  Там, где мужчины ходят в юбках

  Животное из легенды

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU