|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мьянма: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Долина рубинов Хулоки Однорогий носорог Шерстокрылы Чепрачный тапир Возвращение в Мандалай Застенчивая Бирма Храмы, велосипеды и снова храмы Храмы Багана Дорога в Баган Путь к вершине Сагаин-холм Ремесла в Мандалае Кутодав Пайя и кукольный театр Пагода Махамуни |
Бирманская музыка тесно связана с танцами и театром. Её истоки восходят к древнейшим религиозным ритуалам, которые сопровождались танцами и музыкой. Задолго до утверждения буддизма в Б. был распространён языческий культ натов (духов), с которым связан ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении музыкальных инструментов. Высокого развития музыка Б. достигла в эпоху Паганского государства (11-13 вв.). На стенных рисунках в храмах сохранились изображения танцевальных сцен. Надписи указывают, что музыканты и танцовщики являлись непременными участниками различных торжеств и церемоний. Музыка и танцы существовали в тот период уже как самостоятельные виды искусства. В 1538 возник популярный вид бирманского оркестра - сайн. В его состав входили народные инструменты: патвайн, или патсайн (круговой барабан - вертикально подвешен к обручу 21 барабан, они расположены по высоте звука), чейвайн (круговой гонг - расположенные по кругу 18 гонгов, на которых играют деревянными палочками), хне (бамбуковый гобой), линквин и кхеквин (большие и малые цимбалы), большая семья различных барабанов, колокольчики, трещотки, тан, паттала (ксилофон; существуют 3 вида паттала: ва, тан, чей) и др. В 1837 входящие в состав оркестра инструменты были реконструированы, что значительно улучшило их звучание. Саун (арфа) с 13, 14 или 16 струнами из кручёного шёлка - один из самых древних национальных инструментов. Известными мастерами игры на сауне в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат. Большое место занимала музыка в бирманских театральных представлениях, в которые входили музыкальные и песенно-танцевальные интермедии. В старинном дворцовом театре оркестр, располагавшийся позади актёров, исполнял перед каждой сценой музыкальное вступление (во время сценического действия оркестр использовался редко). Музыка в спектакле строго регламентирована: точно известно, какая часть оркестра (состоящая из 3 - 10 музыкантов) должна сопровождать речитатив, тот или иной танец; установлена последовательность музыкального сопровождения сцен. В середине 18 в. под влиянием сиамской культуры сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции бирманского музыкального искусства и обогащенная достижениями сиамской культуры. В 18-19 вв. большой вклад в музыкальную культуру Б. внесли поэт-композитор Мьявади Минджи У Са, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ма Ма Ле. Существует несколько типов классических песен, в том числе чоу, пат пьоу, бве, йоудауая, боле. Современная народная музыка - обрядовые, праздничные, крестьянские песни, которые поют в сопровождении поунши (длинный барабан). Исполнительницы классических песен в 20 в. - До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн. В современной Б. развивается профессиональное музыкальное искусство. Созданы государственные школы музыки и драмы в Рангуне и Мандалае, изучающие классические бирманские и европейские формы. Был организован Государственный бирманский оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па; оркестр вместе с другими мастерами искусства Б. гастролировал в СССР (1956).
Перепубликация с www.aziarest.ru
| |||||||||
|