|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мьянма: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Долина рубинов Хулоки Однорогий носорог Шерстокрылы Чепрачный тапир Возвращение в Мандалай Застенчивая Бирма Храмы, велосипеды и снова храмы Храмы Багана Дорога в Баган Путь к вершине Сагаин-холм Ремесла в Мандалае Кутодав Пайя и кукольный театр Пагода Махамуни |
Нам посчастливилось присутствовать на открытии одной из ступ после реставрации. Пагода, или ступа, принципиально отличается от храма тем, что в нее нельзя войти (сами мьянманцы, впрочем, не видят кардинальных отличий между ступами и храмами, называя их одним словом - "пайа"). Это целостное сооружение, в котором хранится какая-нибудь святыня или несколько святынь, связанных с предыдущими четырьмя воплощениями Будды. Например, в главной пагоде страны, Шведагоне, хранятся 8 волосков последнего Будды. Где-то может храниться его зуб, волос или какой-нибудь другой предмет, принадлежавший Будде при жизни. Но пагод так много, что на всех мифических предметов не хватает, и тогда в них замуровывают "официальную" копию зуба или волоса. Помимо этого, над ней устанавливают еще и своеобразный "зонтик" - металлическую конусообразную конструкцию с колокольчиками. От ветра колокольчики звенят - и в этом есть особый религиозный смысл. Водружение "зонтика" на шпиль пагоды происходит в торжественной обстановке в самый последний момент - когда все остальные работы закончены. На такой церемонии мы и присутствовали. Подобное крайне важное событие случается в Багане нечасто - всего 2—3 раза в год. Та ступа, на открытие которой нам довелось попасть, пострадала от того самого землетрясения 1975 года, восстанавливать же ее начали всего два года назад. А еще - мы присутствовали на освящении восстановленной ступы. "Обувь оставьте в машине", - строго сказал нам гид (согласно правилам босиком ходят не только в самих буддистских сооружениях, но и в непосредственной близости от них). Началась церемония освящения с молитвы. Под сводами ступы собрались уважаемые монахи. Самый главный из них читал молитву, а все пришедшие, сидя на циновках, молились. Первым, лицом к монахам, сидел представитель власти - министр археологии. Он, будучи в военной форме, являл собой олицетворение государства… Ступа была восстановлена на средства частного лица - богатейшего торговца драгоценностями, а именно - нефрита, Аун Кан Ти из провинции Шан. Реставрация обошлась ему в сумму, эквивалентную 40 тысячам долларов. Сам он по каким-то причинам на церемонию освящения не приехал, но прислал своих многочисленных представителей. После окончания молитвы они и преподнесли монахам обычные в таких случаях подношения - рис, растительное масло для готовки, зонтики и сандалии. Затем, как это и положено, священные предметы - фигурки Будды, колокольчики, а также части "зонтика" - 3 раза обнесли вокруг ступы. Предметов - много, поэтому процессия была внушительная. Впереди вышагивал генерал - министр археологии, важно неся в руках верхушку "зонтика" - золотую сферу, украшенную каменьями и увенчанную огромным куском хрусталя. Многочисленные зрители смиренно стояли поодаль… Потом пришло время укреплять "зонтик" и замуровывать священные реликвии. Расписанная колесница, на которой были установлены крупные части "зонтика", устремилась с помощью веревок к вершине ступы. Приглашенные музыканты начали играть национальную музыку, а танцовщицы - исполнять традиционные танцы. Даже мы, не будучи буддистами, прониклись торжественностью происходящего. По окончании церемонии стали накрывать столы для праздничного пира. После того как зонтик установлен и святыни замурованы, начинается еще один ответственный момент - разбрасывание денег. Еще при входе за ограду ступы мы увидели десятки подростков и мужчин, напряженно следящих за происходящей церемонией. В ней самой участия они не принимали, но явно чего-то ждали. Многие держали в руках сачки на длинных палках. Мы удивленно поинтересовались у нашего гида, чего, собственно, они ждут? "Денег", - последовал короткий ответ. "И, заметьте, все они стоят с подветренной стороны". "Почему?" - ошарашено спросили мы. "Скоро увидите…" И мы увидели. На вершине ступы стоял уже знакомый нам генерал с несколькими помощниками. В руках у него были "символы власти" - в одной мобильный телефон, в другой - пачки денег. За 10 минут по этому телефону он поговорил трижды (даже если предположить, что общее количество номеров абонентов в его записной книжке достигало не больше пяти). Тем временем напряжение перед оградой с подветренной стороны ступы возрастало.
| |||||||||
|