Йемен
Йемен
Индонезия
Индонезия
Ангола
Ангола
Алжир
Алжир
Швейцария
Швейцария
ЮАР
ЮАР
Катар
Катар
Палау
Палау
Куба
Куба
Шри Ланка
Шри Ланка
Бельгия
Бельгия
Мали
Мали
Реюньон
Реюньон
Бразилия
Бразилия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - «Тройка, семерка, туз!»

«Тройка, семерка, туз!»

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 12

Увлечение карточной игройУвлечение карточной игрой, столь популярной в России XIX - начала XX века, затронуло и Минск, где «жарили в картеж» представители самых разных сословий.

Родиной игральных карт считают Ближний Восток, откуда, по преданию, во второй половине XIII века их привезли крестоносцы. Скорее всего, «трофей» походил на современные образцы мало: в мусульманских странах изображение людей запрещал Коран. Какое-то время в карты не играли: они хранились как экзотические сувениры. И лишь в последней четверти XIV века появляется упоминание о сарацинской игре «наиб» (арабское - карты). Новое хобби распространяется и на другие европейские страны. Во Франции оно получает название carte, а в Англии - card. Первыми из славян с игрой познакомились чехи. На белорусские земли карты, вероятнее всего, были завезены из Польши, куда, в свою очередь, они попали из Германии. Предполагают, что в Россию новомодное увлечение «экспортировали» запорожцы. Перенимать игру они стали в XVI веке, тогда же «заразили» ею и «москалей». Карты были весьма популярны у казаков, причем «резались» они на деньги. Интересная находка была сделана семь лет назад в Годуновской церкви села Вяземы под Москвой. Здесь сохранились польско-малороссийские настенные надписи времен самозванцев. (Как известно, в войсках обоих лжедимитриев служили в том числе и запорожцы). Жертвенник храма до сих пор носит следы азартной карточной игры: участники наносили на стены глубокие царапины, фиксируя денежные ставки, выигрыши и проигрыши. По одной из легенд, в 1675 году карты спасли Запорожскую Сечь от разорения янычарами. Передовой отряд турок был обнаружен казаком Шевчиком, возвращавшимся ночью после игры «в дурня».

В России бороться с новым азартным «хобби» начал еще царь Алексей Михайлович. Согласно «уложению» 1649 года игроков били кнутом, рубили им руки и пальцы. Не жаловал такового увлечения своих подчиненных и Петр I. Самодержец, прорубивший окно в Европу, тщетно пытался «задраить» его от карт. За азартные игры взимались штрафы, пополнявшие казну государства. Елизавета Петровна ввела разделение этих игр на запрещенные и дозволенные. В домах знатных господ допускались преферанс, бридж, вист, но только с небольшими ставками. К концу правления Екатерины II увлечение картами стало повальным. Вельможи не только проигрывали огромные состояния, но и растрачивали казенные деньги. А один из фаворитов Екатерины, завзятый картежник, даже создал у себя в Шклове что-то вроде академии. В этом «учебном заведении» оттачивали свое мастерство начинающие.

Игральные картыСтрасть к азартной игре (в наше время она получила название лудомании) унаследовал и XIX век. Многие молодые люди, как писал Пушкин, предпочитали ее «обольщениям волокитства». Друг поэта, князь Вяземский вспоминал, что в юности ему «было нужно кипятить свою кровь на каком бы то ни было огне». И он «прокипятил на картах» полмиллиона рублей. Азартным игроком был и сам Пушкин. «Долг чести» автора «Пиковой дамы» в 30-е годы составлял 30 тысяч рублей. Не менее страстными картежниками были и некоторые его братья по цеху: Иван Крылов, Федор Достоевский, Александр Куприн и Александр Грин. А самым везучим в игре считался Николай Некрасов. Поговаривали, что на добытые за «зеленым» столом деньги он издавал журнал «Современник». Подобное использование выигрыша на благо общества приписывают и Пржевальскому. За приличную сумму от удачной игры он якобы снарядил экспедицию. А затем колоду карт, чтобы не дразнить судьбу, выбросил в Амур.

Борьбу с общественным недугом власти России продолжили в конце XIX - начале XX века. Организация запрещенных карточных игр преследовалась по закону. Ее карали штрафом до трех тысяч рублей, а в случае рецидива виновник подлежал аресту до трех месяцев. «Ныне действующий закон, - пояснял в 1891 году словарь Брокгауза и Эфрона, - различает игры коммерческие, дозволенные, от азартных, воспрещенных. Наблюдение за тем, чтобы такие азартные игры нигде не велись, равно как и обязанность сыскивать игорные дома и возбуждать судебное преследование их учредителей и участников, возложено на органы исполнительной полиции.

 Страницы: 12

С этой статьей о Беларуси также читали:

  Чудеса Белорусии

  "Злотое кольцо Гомельщины"

  Славянский базар в Витебске

  Традиции и обряды Беларуси

  Не картошкой единой

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU