Гонконг
Гонконг
Гвиана
Гвиана
Румыния
Румыния
Тонга
Тонга
Танзания
Танзания
Гренада
Гренада
Уганда
Уганда
Судан
Судан
Замбия
Замбия
Иордания
Иордания
Колумбия
Колумбия
Мальта
Мальта
Греция
Греция
Бразилия
Бразилия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Азербайджан:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Баку - восточная сказка

Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями

Государственное устройство

Природные красоты

Азербайджанские прелести

Фантазия по-азербайджански

Национальные особенности

Деньги Азербайджана

В Азербайджане не хватает отелей

В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village»

В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция

Азербайджан привлечет туристов собственным "раем"

Экскурсия по окрестностям Баку

Барда

В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union


Азербайджан - Мелодия из глубины веков

Мелодия из глубины веков

  

Подраздел: Cтатьи об Азербайджане | Азербайджан
Страницы: 12
940-1020 или 1030), Гатрана Табризи (1010-1080), Хагани Ширвани (1120/1199), Низами Гянджеви (1141-1209), Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325), Имад ад-Дина Насими (1369-1417), Алишера Навои (1441-1501), Мухаммеда Физули (1498-1552) и др.

Следует отметить, что Абу Наср ал-Фараби в свое время описывал хорасанский и багдадский, а Абд ал-Кадир Марата — ширванский и турецкий виды танбура. Также известны его могодская, афганская, иранская и индийская разновидности.

Различные по конструкции рубабы в наши дни встречаются в Таджикистане, Узбекистане, Северо-Западном Китае (область Синьцзянь), Иране (Систанская область), Пакистане, Индии (штаты Джамму и Кашмир) и Афганистане. И, в зависимости от места распространения, они называются соответственно афганским, кашгарским, дуланским, памирским, шугнанским рубабами и т.д. В частности, в средневековом Азербайджане бытовал кашгарский рубаб.

музыкальные инструменты в АзербайджанеВвиду широкого распространения ашыгского искусства в тюркоязычной среде (особенно в азербайджанской), саз является одним из немногих инструментов, известных на обширной территории. Под влиянием ашыгов, этот вид искусства получил свое развитие в Армении, Грузии, Дагестане и Аджарии (в Аджарии их называют ашырами). В средние века слово "саз'' означало совокупность всех инструментов, т.е. музыкальный инструментарий. Этой же традиции придерживаются в настоящее время в Турции. В дальнейшем, этот термин закрепился за инструментами. Слово "саз" — переводится как исправный, находящийся в хорошем состоянии, а применительно к музыкальному инструменту означает — настроенный, налаженный. Известны 12 ашыгских школ, основанных азербайджанскими ашыгами. Из них ныне функционируют 9, а Эриванская, Гейчинская и, частично, Чылдырская уже не существуют в связи с этническими вытеснениями азербайджанцев армянами в 1905-1918, 1948-1950, 1987-1988 годах с исконно азербайджанских земель. В наше время сазы тюркских народов в конструктивном отношении ничем между собой не отличаются. Разница лишь в манере их исполнения. В провинциях Ирана, граничащих с Туркменистаном и в близлежащих районах, азербайджанцы играют на нем пальцами как на дутаре, а в других регионах используется плектр — тазана. А двусторонний дутар с грушевидным корпусом, похожий на саз, является одним из самых популярных и любимых инструментов туркменов и неизменным спутником народных сказителей — бахши. Дутар также широко распространен в Узбекистане и Таджикистане. Этот факт служит важным аргументом при проведении параллелей во взаимосвязях музыкальных культур народов, проживающих в этом регионе.

В письменных источниках и памяти народной сохранились имена изобретателей музыкальных инструментов, и также тех, кто их совершенствовал: Платон, Фараби, Ибн Сина, Сафиаддин Урмави, Абд ал-Кадир Мараги, Т.Бём, С.Эрар, А.Сакс, Мирза Садыг Асад оглы и др. В связи с этим, примечательна история усовершенствования тара. Хотя его создание связывается с именем Абу-Насра ал-Фараби (родом из Туркестана) этот инструмент, начиная с XVII в., применялся, в основном, на территории Ирана и Азербайджана. Несмотря на то, что к его пяти струнам шестую добавил известный иранский таризан (исполнитель на таре) Дервиш Хан, свое широкое распространение тар получил только после коренной реконструкции, осуществленной выдающимся азербайджанским таризаном Мирза Садыгом Асад оглы (1846-1902). Он не только увеличил число струн до одиннадцати, точно зафиксировал 22 ладка на грифе, но самое главное, изменил форму корпуса, тем самым уменьшил его вес. Благодаря этому стало возможным держать инструмент во время игры на груди, а не на коленях, как раньше. Это позволило значительно улучшить технические возможности тара. Именно после реконструкции тара в Азербайджане выросли замечательные таризаны, прославившиеся далеко за пределами страны. Усовершенствованный инструмент, известный среди народных масс как "азербайджанский тар", быстро распространился в Иране, Восточной Анатолии (Турция), Грузии, Армении, Дагестане, Туркмении, Узбекистане и Таджикистане.

ТарНа наш взгляд, было бы целесообразнее направить все усилия не на поиски родины музыкальных инструментов, а на изучение их происхождения, развития, распространения и определение путей миграции.

В задачи нового поколения исследователей-музыковедов входит сохранение и восстановление забытых народных музыкальных инструментов, созданных нашими предками, более тщательное и объективное изучение различных аспектов инструментария. Естественно, нужно содействовать стремлению мастеров-изготовителей и музыкантов создавать новые музыкальные инструменты, помогать им в улучшении качества звука и нахождения новых тембров, наряду со старинными музыкальными инструментами для передачи слушателям всех нюансов различных жанров народной музыки.

Саадет Абдуллаева

 Страницы: 12

Перепубликация с www.azeri.ru


С этой статьей об Азербайджане также читали:

  Азербайджан построит искусственные острова

  Страна огней

  Азербайджан – не страшно!

  В Гейчае пройдет традиционный праздник граната

  Гызыл - илан

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU