Йемен
Йемен
Маврикий
Маврикий
Токелау
Токелау
Зимбабве
Зимбабве
Непал
Непал
Бурунди
Бурунди
Греция
Греция
Таиланд
Таиланд
Эритрея
Эритрея
Ниуэ
Ниуэ
Тонга
Тонга
Колумбия
Колумбия
Тайвань
Тайвань
Панама
Панама

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Азербайджан:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Баку - восточная сказка

Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями

Государственное устройство

Природные красоты

Азербайджанские прелести

Фантазия по-азербайджански

Национальные особенности

Деньги Азербайджана

В Азербайджане не хватает отелей

В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village»

В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция

Азербайджан привлечет туристов собственным "раем"

Экскурсия по окрестностям Баку

Барда

В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union


Азербайджан - Зурна - "глашатай" радостей и побед народа

Зурна - "глашатай" радостей и побед народа

  

Подраздел: Cтатьи об Азербайджане | Азербайджан
Страницы: 123
с прикрепленными контейнерами с позолоченной граммофонной пластинкой для выяснения существования других цивилизаций, наряду с произведениями Баха, Бетховена, Стравинского, Чака Верри, Луи Армстронга, Блайд Вилли Джонса, была запись и азербайджанской народной мелодии в исполнении зурны.

Зурна — одна из немногих музыкальных инструментов, способная сильно взволновать слушателей. Это прежде всего связано с конструктивными особенностями самого инструмента.

Составные части зурны — ствол, втулка, штифт, трость, розетка и колпачок.

Пронзительное звучание зурны обусловлено небольшим диаметром трости, наличием штифта и широкой мензурой.

Во время игры зурну держат прямо перед собой слегка наклонив ее, губы исполнителя соприкасаются с розеткой и, воздух, проходя через трость, штифт, втулку, вдувается в ствол. Применяется способ звукоизвлечения (вдох носом воздуха, одновременно выдох его через рот), при котором звук не прерывается долгое время. Как правило, при исполнении коротких мелодических фраз исполнитель дышит ртом, а длительных, тянущихся звуков — через нос. Легкие и полость рта играют роль "резервуара", из которого воздух постепенно поступает в звуковой канал инструмента. Благодаря такой своеобразной технике дыхания, на зурне становится возможным исполнять протяжную мелодическую линию.

Диапазон зурны от "си бемоль" малой октавы до "до" третьей октавы. Но возможно и исполнение звуков "до диез", "ре", "ми бемоль", "ми", "фа", "фа диез", "соль" третьей октавы. Маститые исполнители могут брать и "до" четвертой октавы. Эти звуки среди народных музыкантов известны под названием "звуки сэфир".

По словам старейших музыкантов Азербайджана в свое время были распространены зурны, имеющие стволы различной длины. В зависимости от этого они именовались: "баш тавар" (длина ствола 350-370 мм), "орта тавар" (300 мм, употребляется ныне), "джуре" (250 мм), "орта джуре" (200 мм) и "аяг джуре" (150 мм). Первая разновидность звучала на полтона ниже, а третья на полтона выше относительно зурны "орта тавар".

Алиджавад ДжавадовИзвестный исполнитель на духовых инструментах Алиджавад Джавадов сконструировал две разновидности зурны: зил и бем зурна. Из-за слишком сильного звучания музыканты-профессионалы играют на зурне, как правило, на открытом воздухе.

Инструмент звучит в составе ансамбля зурначей, куда входит уста (исполняет мелодию) и демкеш (аккомпанирует усте выдержанными бурдонными звуками). Отсюда исходят понятия "гоша-зурна" и "зу(й) тутмаг". Этот дуэт сопровождает ударный инструмент — нагара. В Шекинской зоне дует зурначей дополняется двумя мембранными инструментами — ана косом (большая нагара) и бала косом (малая нагара).

Наиболее популярны ансамбли зурначей "Дженги" из Сальян (рук. Манаф Мамедов) и"Чырахгала" из Девечи (рук. Нурага Рахманов).

В ансамбле "Дженги" звучат семь зурна, один бала-бан и четыре нагары.

В 1959 году во время декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве выступил ансамбль зурначей, состоящий из семи исполнителей. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован сводный ансамбль, в составе которого участвовали пять уста зурначей, пять демкешов (из них двое играли на зурне, а трое — на балабане) и три нагариста.

На зурне исполняют танцы, сигнальные позывы, героические мелодии, преимущественно связанные с именем народного героя Кёроглу, марши и инструментальные пьесы, входящие в традиционный репертуар этого инструмента.

Уникальными являются своеобразные сюиты — "Чахарзен дестгяхы" из репертуара зурначи Али Керимова (1874-1962), включающая такие танцевальные мелодии как: Гарабагы, Юмма Гарабагы, Шахпэрдэ Гарабагы, Баяты Гарабагы, Гахраманы, Мирзаи, Баязы и "Дестгях Кёроглу" в исполнении Габибуллаха Джафарова (1896-1987), соcтоящий из следующих составных частей: 1) Агыр Кёроглу, о 2) Шеки яллысы, 3) Кёроглунун Шеки сэфэри, 4) Дженги N5 Кёроглу, 5) Кёроглу гайтармасы, 6) Уч бармаг, 7) Дели Кёроглу.

Зурна входит в состав оркестра народных инструментов в качестве солирующей. Инструмент используется и в симфоническом оркестре. Значительное место отведено зурне в классической опере У.Гаджибекова "Кёроглу". Инструменту обычно поручается сопровождение героических и танцевальных сцен.

Композитор Джаваншир Гулиев впервые для зурны и симфонического оркестра написал пьесу.

 Страницы: 123

С этой статьей об Азербайджане также читали:

  Гордость азербайджанской кухни

  В Азербайджане проводят конкурс лучших статей о пророке Мухаммеде

  Кое-что о внутренних законах Азербайджана

  Пристань крылатой армады

  Это надо знать туристу

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU