|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Азербайджан: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Баку - восточная сказка Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями Государственное устройство Природные красоты Азербайджанские прелести Фантазия по-азербайджански Национальные особенности Деньги Азербайджана В Азербайджане не хватает отелей В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village» В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция Азербайджан привлечет туристов собственным "раем" Экскурсия по окрестностям Баку Барда В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union |
Зурна — одна из немногих музыкальных инструментов, способная сильно взволновать слушателей. Это прежде всего связано с конструктивными особенностями самого инструмента. Составные части зурны — ствол, втулка, штифт, трость, розетка и колпачок. Пронзительное звучание зурны обусловлено небольшим диаметром трости, наличием штифта и широкой мензурой. Во время игры зурну держат прямо перед собой слегка наклонив ее, губы исполнителя соприкасаются с розеткой и, воздух, проходя через трость, штифт, втулку, вдувается в ствол. Применяется способ звукоизвлечения (вдох носом воздуха, одновременно выдох его через рот), при котором звук не прерывается долгое время. Как правило, при исполнении коротких мелодических фраз исполнитель дышит ртом, а длительных, тянущихся звуков — через нос. Легкие и полость рта играют роль "резервуара", из которого воздух постепенно поступает в звуковой канал инструмента. Благодаря такой своеобразной технике дыхания, на зурне становится возможным исполнять протяжную мелодическую линию. Диапазон зурны от "си бемоль" малой октавы до "до" третьей октавы. Но возможно и исполнение звуков "до диез", "ре", "ми бемоль", "ми", "фа", "фа диез", "соль" третьей октавы. Маститые исполнители могут брать и "до" четвертой октавы. Эти звуки среди народных музыкантов известны под названием "звуки сэфир". По словам старейших музыкантов Азербайджана в свое время были распространены зурны, имеющие стволы различной длины. В зависимости от этого они именовались: "баш тавар" (длина ствола 350-370 мм), "орта тавар" (300 мм, употребляется ныне), "джуре" (250 мм), "орта джуре" (200 мм) и "аяг джуре" (150 мм). Первая разновидность звучала на полтона ниже, а третья на полтона выше относительно зурны "орта тавар". Известный исполнитель на духовых инструментах Алиджавад Джавадов сконструировал две разновидности зурны: зил и бем зурна. Из-за слишком сильного звучания музыканты-профессионалы играют на зурне, как правило, на открытом воздухе. Инструмент звучит в составе ансамбля зурначей, куда входит уста (исполняет мелодию) и демкеш (аккомпанирует усте выдержанными бурдонными звуками). Отсюда исходят понятия "гоша-зурна" и "зу(й) тутмаг". Этот дуэт сопровождает ударный инструмент — нагара. В Шекинской зоне дует зурначей дополняется двумя мембранными инструментами — ана косом (большая нагара) и бала косом (малая нагара). Наиболее популярны ансамбли зурначей "Дженги" из Сальян (рук. Манаф Мамедов) и"Чырахгала" из Девечи (рук. Нурага Рахманов). В ансамбле "Дженги" звучат семь зурна, один бала-бан и четыре нагары. В 1959 году во время декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве выступил ансамбль зурначей, состоящий из семи исполнителей. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован сводный ансамбль, в составе которого участвовали пять уста зурначей, пять демкешов (из них двое играли на зурне, а трое — на балабане) и три нагариста. На зурне исполняют танцы, сигнальные позывы, героические мелодии, преимущественно связанные с именем народного героя Кёроглу, марши и инструментальные пьесы, входящие в традиционный репертуар этого инструмента. Уникальными являются своеобразные сюиты — "Чахарзен дестгяхы" из репертуара зурначи Али Керимова (1874-1962), включающая такие танцевальные мелодии как: Гарабагы, Юмма Гарабагы, Шахпэрдэ Гарабагы, Баяты Гарабагы, Гахраманы, Мирзаи, Баязы и "Дестгях Кёроглу" в исполнении Габибуллаха Джафарова (1896-1987), соcтоящий из следующих составных частей: 1) Агыр Кёроглу, о 2) Шеки яллысы, 3) Кёроглунун Шеки сэфэри, 4) Дженги N5 Кёроглу, 5) Кёроглу гайтармасы, 6) Уч бармаг, 7) Дели Кёроглу. Зурна входит в состав оркестра народных инструментов в качестве солирующей. Инструмент используется и в симфоническом оркестре. Значительное место отведено зурне в классической опере У.Гаджибекова "Кёроглу". Инструменту обычно поручается сопровождение героических и танцевальных сцен. Композитор Джаваншир Гулиев впервые для зурны и симфонического оркестра написал пьесу.
Гордость азербайджанской кухни В Азербайджане проводят конкурс лучших статей о пророке Мухаммеде | |||||||||
|