Аргентина
Аргентина
Сальвадор
Сальвадор
Кувейт
Кувейт
Колумбия
Колумбия
Канада
Канада
Ливия
Ливия
Палау
Палау
Вьетнам
Вьетнам
Парагвай
Парагвай
Габон
Габон
Кипр
Кипр
Македония
Македония
Намибия
Намибия
Уганда
Уганда

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Азербайджан:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Баку - восточная сказка

Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями

Государственное устройство

Природные красоты

Азербайджанские прелести

Фантазия по-азербайджански

Национальные особенности

Деньги Азербайджана

В Азербайджане не хватает отелей

В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village»

В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция

Азербайджан привлечет туристов собственным "раем"

Экскурсия по окрестностям Баку

Барда

В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union


Азербайджан - Зурна - "глашатай" радостей и побед народа

Зурна - "глашатай" радостей и побед народа

  

Подраздел: Cтатьи об Азербайджане | Азербайджан
Страницы: 123

"гара зурна"Памятники древней культуры, стихотворные строки классиков поэзии, миниатюрная живопись, заметки путешественников свидетельствуют о том, что в Азербайджане любили сочинять, петь, слушать песни, мелодии и мугамы, танцевать в сопровождении различных музыкальных, инструментов. Свидетельством тому является богатство фольклорной музыки и разнообразие народных инструментов. В памятниках письменности средневекового Азербайджана находим название 32 струнных, 23 духовых, 16 перепоночных (мембранных) и 17 самозвучащих инструментов. По силе звучания среди них особенно отличался духовой инструмент зурна, который в народе также называют "гара зурна" (дословный перевод "черная зурна") — Это название инструмента связываю с цветом ствола (он со временем чернеет), или же с необычайной громкостью звучания. Некоторые исследователи отмечают, что название инструмента произошло от слов "сур" (радость, праздник) и "най" (тростник), т.е. инструмент, сопровождающий праздничные, свадебные церемонии и обряды. Не исключено, что название инструмента в основе имеет слово "зор-ун" — звук, извлекаемый силой.

Зурна упоминается еще в эпосе "Китаби — Деде Гор-гуд", стихах средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви, Имадеддина Насими, Габиби, Нейматуллаха Кишвери. Под её звуки азербайджанский народ провожал своих сыновей на защиту отчизны, а в мирные дни без нее не проходила ни одна свадьба, праздничное шествие, народные игры и спортивные состязания, скачки, увеселения, бой петухов и баранов. Под чарующие звуки зурны шло шествие жениха и его близких к дому невесты, подносили подарки, провожали невесту с подругами в баню. Под мелодию "Гялин атланды" невеста садилась на лошадь и отправлялась в дом жениха, а наигрышем "Сэхэри" ("Утренняя") завершалась свадьба.

Звуки зурны были слышны во время спортивной игры "Зорхана", представления "Джыдыр", "Кендирбаз", "Коса и гялин". На пародийных представлениях (масгара) выступали зурначи. На инструменте играли во время жатвы и сенокоса. Зурна применялась и к обрядовой культовой музыке звучала совместно с гавалом в траурном обряде "Ашура пеню". Зурна была распространена и среди цыган.

Отношение к этому инструменту нашло свое отражение в различных изречениях, пословицах: зурнанын сеси узагдан хош гяляр (звук зурны лишь издали приятен); гыз оз башына галса, я нагарачыя, я зурначия гедяр (если девушку не держать строго, она выйдет замуж за нагарачы или зурначы); думбулла гяляр зурна иля гедяр (кто придет с думбулом, тот уйдет с зурной) и поговорках — зур-ная пууб чалмаг (положив в зурну, играть, т.е. опозорить, опорочить, обесславить), зурнасы сонрая галыб (его зурна осталась на потом — так говорят о плохих последствиях), элиня зурна вермяк (положить в руку зурну, т.е. пустые обещания), зурна багламаг (зурну вешать — говорить в след, клеветать), зурна чалмаг (играть на зурне — бессмысленные, пустые разговоры).

"гара зурна"В Азербайджане прославились виртуозные исполнители-зурначи, имена которых передаются из поколения в поколение: в Карабахе Наджафгулу, Мамед, Тан-рыверди, Мухтар Маныев, Акбар, Черкез, Орудж, Бала-киши, Гашим, Дадаш, Гараш Аллахвердиев, Ибрагим Ис-кендеров, Фарадж Кялянтарли, Кераналы Раджаб, Рустам, Сулейман Зумурхача, Гюльоглу Беарчина, Абдулла, в Товузском районе — Овалара и в Гяндже — Туттек Бей-лар, в Лачыне — Байрамалы, в Басаркечаре — Меджид Шихалиева, в Губа-Хачмазской зоне — Гарачы Ага, Гюль-баба, Уста Аловсат, в Ширване — Али Керимов, Мансыр Рустамов, в Сальяне — Гасан Бахшы оглу. Их исполнительское мастерство продолжили Габибиллах Джафаров, Алафсар Рагимов (Шекинский район), Аббас Исмайлов, Мусеиб Аббасов, Акбер Гасанов (Товуз), Мухаммед Аб-басов (Барда), Мамед Мамедов (Шамкирский район), Нурага Рахманов, Агаси Агасизаде, Амрах Оджагов (Де-вечи), Абыш Абышов (Хачмаз), Ибад Ибрагимов (Уджар-ский район), Алиш Мурадов (Агдам), Агали Алиев (Гянджа), Абдулла Гасымов (Газах), Хасрат Гусейнов, Рашид Мамедов (Кюрдамир), Иззаталы Зульфигаров (Гобустан), Манаф Мамедов (Сальян), Алиджавад Джавадов (Исма-иллы) и другие.

Заслуживает внимания тот факт, что на двух американских космических кораблях "Вояджер", отправленных в космос в 1977 г.

 Страницы: 123

С этой статьей об Азербайджане также читали:

  Гордость азербайджанской кухни

  Соляные копи Дуздага

  Что мы знаем об Азербайджане

  Гызыл - илан

  Почему Баку называют "фабрикой грез"

© 2004—2022 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU