Польша
Польша
Франция
Франция
Белиз
Белиз
Панама
Панама
Гренада
Гренада
Гонконг
Гонконг
ЮАР
ЮАР
Ниуэ
Ниуэ
Сирия
Сирия
Ямайка
Ямайка
Камбоджа
Камбоджа
Аргентина
Аргентина
Тунис
Тунис
Хорватия
Хорватия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Антарктика:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Антарктический Байкал

Меркуловские папки

Последнее пристанище

Растяжение и сжатие

Где были немецкие опорные пункты в советской Арктике и в Антарктиде?

Причины оледенений

Сейсмические исследования

Климат Антарктиды

Геология Антарктиды

Центральная Антарктида

Солнечный свет

Тягачи в Антарктиде

Льды Антарктиды

Вулканизм Антарктиды и гейзеры

Ледниковые трещины


Антарктика - Южный форпост геополитики

Южный форпост геополитики

  

Подраздел: Cтатьи об Антарктике | Антарктика
Страницы: 12

Активное освоение АнтарктикиПятьдесят лет назад Первая советская антарктическая экспедиция положила начало систематическим отечественным исследованиям шестого континента. Активное освоение Антарктики, начавшееся в середине XX века, требовало серьезных практических шагов, наиболее весомыми из которых стали открытие на материке научных баз и организация постоянно действующих антарктических экспедиций.

Для воплощения программы исследований была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР (КАЭ), за организацию которой взялись Отдел морских экспедиционных работ АН СССР, возглавляемый И.Д. Папаниным, и Главное управление Севморпути. 13 июля 1955 года проект 1-й КАЭ был утвержден Советом министров СССР. Начальником экспедиции назначили доктора географических наук Героя Советского Союза М. Сомова. Было выработано несколько обширных направлений работы: изучение атмосферных процессов в Антарктиде и влияние их на общую циркуляцию воздушных масс Земли, выявление основных закономерностей перемещения антарктических вод, составление физико-географического описания всего региона и ледников, геологическая характеристика района. Одной из важнейших задач было создание научной станции на побережье материка и организация базы в глубине южнополярной области. К научным работам прибавились и экономические задачи поиска новых районов китобойного промысла. 30 ноября 1955 года флагманское судно 1-й КАЭ, дизель-электроход "Обь", покинуло Калининград. Позднее вслед за ним отправились дизель-электроход "Лена" и рефрижератор № 7. Суда двигались к наименее исследованному району Восточной Антарктиды, где надлежало построить научный поселок и оставить на зимовку около 100 человек.

5 января 1956 года "Обь" вошла в море Дейвиса и остановилась у кромки припайного льда еще не имевшего названия берега Антарктиды. "Первооткрыватели" назвали его Берегом Правды. Для разведки с судна была выслана небольшая лыжная партия во главе с метеорологом и альпинистом А. Гусевым. "Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке, - пишет он в книге "В снегах Антарктиды". - Но когда прошли несколько дальше, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина - она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание…" Район для возведения поселка явно не подходил. В дело бросили авиацию, и после нескольких полетов западнее стоянки "Оби", примерно на широте Южного полярного круга, был обнаружен небольшой удобный полуостров с четырьмя скалистыми холмами. Самый крупный, он имел ширину около 400 м, назвали сопкой Комсомольской.

Первый российский антарктический поселокПервый российский антарктический поселок - двадцать одно здание и аэродром - был возведен за два месяца. И 13 февраля 1956 года над обсерваторией Мирный был поднят государственный флаг Советского Союза. Еще до открытия обсерватории с помощью авиации началось изучение окрестных районов. В полетах и во время посадок проводились геологические, гляциологические, магнитные и метеорологические наблюдения, выполнялась аэрофотосъемка. 25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию "Восток". В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию "Советская". В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Наступала полярная зима, быстро сокращался период светлого времени. Низкие температуры и постоянные сильные ветры затрудняли движение и научные наблюдения. Пройдя за месяц больше 370 км, участники похода основали внутриконтинентальную станцию "Пионерская". В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база "Оазис". В декабре 1956-го и январе 1957 года к Мирному подошли суда новой экспедиции. Ее участники продолжили научные наблюдения на станциях и основали еще две внутриматериковые станции "Восток" и "Комсомольская". В конце 1957 года на континент прибыла третья экспедиция, которая основала базы "Советская" и "Полюс недоступности". База "Восток" была перенесена в район Южного геомагнитного полюса, на расстояние более 1 400 км от побережья.

 Страницы: 12

С этой статьей об Антарктике также читали:

  Меркуловские папки

  Полвека в глубине Антарктиды

  Кровавый водопад Антарктиды - Blood Falls

  Сейсмические исследования

  Могут ли тюлени жить под водой?

© 2004—2019 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU