Таиланд
Таиланд
Франция
Франция
Исландия
Исландия
Венгрия
Венгрия
Замбия
Замбия
Индия
Индия
Тунис
Тунис
Перу
Перу
Катар
Катар
Уганда
Уганда
Камерун
Камерун
Уругвай
Уругвай
Намибия
Намибия
Сингапур
Сингапур

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ангола:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Демографические тенденции Анголы

География Анголы

Война в Анголе

Великолепие Луанды

Ангола в 1976-99 годах

Архитектура и изобразительное искусство

Россия намерена наращивать деловое сотрудничество с Анголой

Танцы

Живопись

Банки Анголы

Краткий обзор

Язык

Население Анголы

Флора и фауна

Общие сведения


Ангола - «Вас там быть не могло…»

«Вас там быть не могло…»

  

Подраздел: Cтатьи об Анголе | Ангола
Страницы: 123
Сначала допрашивали. Очень жестко. Руководили допросом агент ЦРУ и юаровец, рядом с ними сидели унитовцы. Интересовались в первую очередь военно-стратегическими вопросами. Я держался, как мог, пользуясь тем, что они не лучшим образом говорили по-русски. Меня убеждали, что Советы о пленных забывают, склоняли к переходу на Запад, мол, семью вашу вывезем. Я же говорил, что если меня захотят освободить, то соглашусь на отправку только в соцстрану».

Так же мужественно держался в плену и прапорщик Пестрецов, захваченный солдатами из южноафриканского батальона № 32 «Буффало» в августе 1981 года в ангольском городе Онжива. Николай провел в тюрьмах ЮАР около полутора лет. Только благодаря кропотливой работе сотрудников советского МИДа и в результате секретных переговоров с южноафриканскими спецслужбами его, как и Камиля Маллоева, удалось освободить, обменяв на сбитых южноафриканских летчиков.

Пестрецов сегодня фермерствует в Калининградской области, с трудом сводя концы с концами. Ни особой славы, ни государственных наград, ни материального благосостояния в высшей степени достойное поведение прапорщика в плену ему не принесло. Более того, после освобождения Николаю категорически запретили рассказывать кому-либо о своих злоключениях. Почему? Дело в том, что Пестрецов попал в плен с оружием в руках, а по официальной версии, «наши советники в боевых действиях не участвовали».

АнголаТот бой Пестрецов запомнил навсегда: «Я не попал под удар первого эшелона наступающих южноафриканцев и их обстрел. Они обошли нас. Когда им в ответ ударил пулемет, они ушли вправо и влево. После этого я пробрался в дом, где находились наши. Подполковник Киреев с женой были еще живы, а моя Ядвига (жена Пестрецова) была уже погибшая. Перевернул я ее, рука у нее отбита была полностью. Осколок попал в плечо, руку оторвало. (В этом бою погибли два советских офицера, подполковник Киреев, еще один майор, фамилия которого не установлена до сих пор, и две женщины, жена Киреева и Ядвига Пестрецова). Помню, что в ярости схватился за автомат, он всегда был со мной, и стал стрелять. Все, что я помню потом, это удар сзади и что кто-то начал отбирать у меня оружие. Это я очень хорошо помню. Я держал автомат за цевье, а мне по рукам били прикладом, пальцы здорово отбили, затем повязали. Руки за спиной и ноги связали. Потом набросили мешок на голову и посадили в вертолет. Руки на некоторое время развязали и разбитые пальцы перевязали бинтами.

Допрашивали много и часто, поражало то, что знали обо мне практически все (звание, должность, чем занимался и т.д.). Пугали, что за убийство солдат ЮАР мне грозит 100 лет тюрьмы. Но намекали, что если выступлю с соответствующим заявлением, то срока не будет. Потом начали часто перебрасывать из тюрьмы в тюрьму, как будто боялись чего-то. Кейптаун, Блумфонтейн, Дурбан. Но камеры были вполне приемлемые, стол, кровать, даже с кондиционерами. Но были и страшные тюрьмы, например в Претории побывал в подземной тюрьме. Там на психику давили: спишь ночью, вдруг сирена включается, или музыку нудную, давящую на нервы, не дающую заснуть, запускали. Чуть на стенку не бросался от такого. После бессонной ночи приходят и начинают с тобой разговаривать. Главное, что они хотели, чтобы я согласился добровольно остаться там и выложил все, что знаю. Да что я мог знать? Что с меня можно было взять?

Через какое-то время меня как бы неожиданно нашел Международный Красный Крест, сказали, что меня обменивают на двух южноафриканских летчиков, сбитых в Анголе, и я должен забрать с собой трупы моей жены и моих боевых товарищей, павших в том бою. Они хранились в морге Йоханнесбурга».

Риск без оплаты

Десятки наших соотечественников погибли в Анголе и после того, как в 1992 году между Россией и этой африканской страной прекратилось военное сотрудничество на официальном межгосударственном уровне. Многие оказывались в плену. Тогда наши военные да и гражданские специалисты, вернувшиеся из Африки, вдруг обнаружили, что Родине они по большому счету не нужны. Война же в Анголе давала возможность не только применить свои знания и опыт, но и заработать на жизнь. И сотни граждан бывшего СССР на свой страх и риск поехали за тридевять земель или для того, чтобы управлять боевой и гражданской техникой, или ее ремонтировать (она на 100% советского производства), или проводить работы по разминированию.

Вот что поведал российский летчик Александр Юдов, который волею судьбы вынужден был около года провести в скитаниях по ангольским джунглям в качестве пленника местных повстанцев: «Меня, как и всех остальных пилотов, в Африку привело естественное желание обеспечить достойное существование своей семье, что было совершенно невозможно сделать дома.

 Страницы: 123

С этой статьей об Анголе также читали:

  Сказочные пейзажи Анголы

  Города Анголы

  Страна красок

  Твой сын, Ангола!

  В Анголе ждут российский бизнес

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU