Кирибати
Кирибати
Гондурас
Гондурас
Танзания
Танзания
Гаити
Гаити
Мальта
Мальта
Либерия
Либерия
Майотта
Майотта
Венесуэла
Венесуэла
Словения
Словения
Фиджи
Фиджи
Ливан
Ливан
Белиз
Белиз
Дания
Дания
Исландия
Исландия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Албания:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Внешняя политика

Государственное устройство и политика

Религия в Албании

О жителях Албании

Албанский экскурсс

Южные ворота Албании

Билли-Винки

Путешествие в неизведанную страну

В Албании отмирает древний обычай, позволявший женщинам стать во главе семьи

На западе Балканского полуострова

Человек, отменивший религию

Большие уроки маленькой Албании

Общество, культура и образование Албании

В Албании умирают последние "девственницы по обету"

Традиции


Албания - Трагедия русской общины в Албании

Трагедия русской общины в Албании

  

Подраздел: Cтатьи об Албании | Албания
Страницы: 1234
Фактически лишь с этого момента можно говорить о появлении в Албании полноценной российской диаспоры.

Характерно, что многие из советских гражданок внесли большой вклад в развитие албанской экономики и культуры. Так, например, Луиза Евгеньевна Папаяни (девичья фамилия Мельникова) в 1950-е годы возглавляла группу советских юристов, которые с нуля создали первую в Албании криминалистическую лабораторию. Она же стала первым русским диктором на албанском «Радио Тирана». Другая наша соотечественница Таисия Узловая сыграла огромную роль в развитии глазной медицины Албании; сейчас единственный в стране центр глазной хирургии, работающий по технологии Федорова, носит имя Узловой. Ещё одна советская гражданка, прожившая почти пятьдесят лет с мужем в Албании, Нина Муля – мать знаменитой итальянской оперной певицы Инвы Мули.

Н. С. Хрущев«Медовый месяц» советско-албанской дружбы продлился недолго. В конце 1950 – начале 1960-х годов положение стало меняться. Албанское руководство во главе с Э. Ходжей болезненно восприняло критику Н. С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина, а также нормализацию отношений СССР с Югославией, которую в Тиране считали источником угрозы для себя. Албания взяла курс на сближение с Китаем, с которым у СССР, в свою очередь, резко испортились отношения. В Тиране стали критиковать курс официальной Москвы.

На эту критику советское руководство в 1961 году ответило отзывом из Албании своих советников и специалистов. В ноябре 1961 года Москва и Тирана обменялись резкими выпадами, после чего Советский Союз отозвал из Албании посла и разорвал с ней дипломатические отношения. СССР в срочном порядке стал вывозить находящихся в Албании советских граждан, бросая всё имущество. С 1962 года Албания стала самой закрытой и в прямом смысле изолированной страной Европы.

Однако по разным причинам примерно около пятидесяти русских женщин остались с мужьями в Албании, оказавшись полностью отрезанными от Родины. Более того, всех, кто учился в Советском Союзе, а также их семьи албанские власти объявили шпионами. Многие из них были посажены в тюрьмы (и отсидели по пятнадцать–двадцать лет), отправлены на каторжные работы или в ссылку в отдалённые горные районы Албании. «Любая переписка была запрещена, по телефону позвонить было невозможно, переехать из одного города в другой нереально, потому что дорога одна, и на ней повсюду блокпосты. А вокруг горы. Все мы (русские женщины. – А.Н.) полностью потеряли контакт со своей страной, оказались изолированными от мира и от своих родственников. И вот в таких условиях приходилось выживать, растить детей, надеяться на лучшие времена» – вспоминает Л. Е. Папаяни.

Сегодня в Албании насчитывается примерно двадцать русских женщин из того поколения. Остальные либо умерли, либо эмигрировали в Италию, Грецию и Германию вместе с семьями в девяностые годы. Те же, кто остался, получили второе гражданство – российское. Албанское правительство, кстати, обещало выплатить денежную компенсацию русским женщинам за перенесенные ими страдания.

В целом, сегодня русскоязычная диаспора в более чем трехмиллионной Албании насчитывает всего около 300 человек; в большинстве своём это российские гражданки, в последние пятнадцать лет вышедшие замуж за албанцев. Положение наших соотечественников вряд ли можно назвать безоблачным. Так, в стране пока нет даже подворья Русской Православной Церкви, нет ни одного храма, где богослужение совершалось бы на церковнославянском языке[6].

Общества дружбы «Албания–Россия»Существуют и проблемы с изучением русского языка. Хотя и после 1962 года его продолжали изучать в школе ещё почти 15 лет, число владеющих русским языком жителей Албании сегодня невелико: около 20 тысяч человек; причём за период с 1990 года это число сократилось в 2,5 раза. Традиционными почитателями и проводниками русской культуры и языка в стране остаются албанцы, обучавшиеся до разрыва советско-албанских дипломатических отношений в Советском Союзе. Таких активистов по всей стране насчитывается до 2 тысяч человек. В Албании русский язык преподаётся в Школе иностранных языков имени Асима Вокши, где его изучают 50 человек. Русский язык также изучается в 7 вузах Албании (в том числе на кафедре русского языка факультета иностранных языков Тиранского университета), в которых его осваивают около 40 студентов.

Несмотря на нелегкое положение российской диаспоры в Албании, можно отметить и позитивные моменты, наметившиеся совсем недавно.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Албании также читали:

  Билли-Винки

  Что делать в Тиране

  Культура в Албании

  Религия в Албании и связанные с ней обычаи

  Албания, отчёт о поездке

© 2004—2021 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU